Из всех рассмотренных нами ранее предрассудков этот представляется нам самым безобидным. Он допускает одно из тех качеств, кото­рые особенно высоко ценятся христианами, веротерпимость. Но при более тщательном изучении понятие веротерпимости не выдерживает никакой критики.
Ни в какой другой сфере жизни мы бы не воспользовались ею. Какой учи­тель удовлетворился бы следующим ответом своего ученика: «Не важно, как я отвечаю по алгебре, латыни, истории или географии. В конечном счете все сво­дится к одному»? Нам могут предложить тест, предусматривающий альтерна­тиву. Правильно ли будет, если мы дадим несколько вариантов ответа? В рели­гии, как и в любой другой сфере, мы обязаны тщательно взвесить все «за» и «против», прежде чем дать правильный ответ.

Возможно ли, чтобы все религии вели к Богу, когда они так отличаются, более того, часто противоречат одна другой? В индуизме божество многолико и неопределенно; Бог ислама – одна личность; христианский Бог – Бог любви, Создатель вселенной; божество буддизма не является личностью вообще.

Большего контраста вы нигде не найдете. Христианство учит, что Бог прощает и помогает нам, в буддизме нет прощения и не существует надежды на сверхъ­естественную помощь.

Целью жизни в буддизме является нирвана, угасание, достигаемое после не менее, чем 547 повторных рождений; целью всей жизни христианства явля­ется познание Бога и пребывание с Ним в вечном блаженстве. В индуизме ши­роко представлены идолы; иудаизм же, напротив, запрещает делать изображе­ние Бога. В исламе мужу разрешено иметь четыре жены, в христианстве – одну. Самое большое различие, пожалуй, лежит в Библии, которая утверждает, что мы не можем спастись своими силами, как бы мы ни старались; все же осталь­ные религии утверждают, что человек спасется, или переродится, или станет одним целым, или достигнет совершенства, следуя соответствующему учению и живя по определенным законам.

Этот контраст особенно ярко виден при сравнении одного буддистского предания с очень сходной по содержанию притчей о блудном сыне (см. 15 гл. Ев. от Луки). В обоих случаях сын возвращается домой к отцу. Но если блудно­го сына в притче Христа при встрече ожидает прощение и сердечный прием, то его буддистский собрат должен рассчитаться за ошибки прошлого годами раб­ского труда.

Христианству не пойдет на пользу, если мы будем заявлять, что все веры одинаковы и что они лишь прикрываются разными вывесками. Это не так. Их конечные цели коренным образом отличаются друг от друга. Ад или рай, про­щение или расплата за грех, Бог как личность или как безличное нечто, спасе­ние милостью или благочестивыми делами. Контрасты разительны.

Почему же тогда многие люди делают такое сомнительное заявление, что все религии, в сущности, одинаковы?

• Наш мир стал тесен. Разные религии сталкиваются одна с другой, как это случается на улицах с людьми разных национальностей. Существует невыска­занное мнение, что расовый плюрализм порождает религиозный плюрализм. Но это заблуждение.

• Либеральность приняла такие размеры, что мы принимаем Бога за како­го-то хорошего, добродушного парня, который не станет журить нас за наши промахи. Он не допустит, чтобы кто-то погиб. Но это тоже неверно.

• Многие сегодня поступают так, будто только вера имеет значение. Сле­дует только верить, не важно – во что. Еще одно недоразумение. Вера подобна канату.

Очень важно, к чему вы его привяжете.

• Такой подход означает также, что людям не надо принимать самостоя­тельного решения. Если все религии одинаковы, к чему тогда выбирать? Все будет в порядке. Но будет ли? А что, если это еще одна ошибка?

Легкомысленно утверждение, что мы все ищем Бога и обязательно найдем Его. Оно противоречит как тому, Кем является Бог, так и самой человеческой природе. Если все же есть Бог, то только Он первопричина нас и всего окру­жающего нас мира. Он – основа всего живого. Можем ли мы, слабые человече­ские создания, дорасти до Него? Можем ли мы понять Его? Без сомнения, нет. Остается лишь надежда на то, что Он, возможно, уже открылся нам. Библия, и только Библия, заявляет, что такое откровение уже состоялось. Вначале смут­но, затем, когда Ветхий Завет пролил больше света на этот вопрос, люди стали познавать правду о Боге, Который любит нас и говорит с нами. Наконец, настал момент, когда Бог решительно и определенно открыл Себя в явлении Своего Сына. Он больше не является для нас чуждым Богом.

«Бога не видел никто ни­когда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил»
(Иоанн 1:18).

Если Божье естество является одной причиной, по которой Его создание не может увидеть своего Создателя, то человеческая природа является другой причиной. Библия учит, что мы крайне эгоистичны, что мы не идем на заго­ревшийся перед нами свет, а, наоборот, часто отворачиваемся от него или пы­таемся вовсе его потушить. Она доказывает нам, что в нашей человеческой природе есть слабости, заводящие нас в такие тупики, куда мы вовсе не желаем попасть.

Если это так, тогда у нас нет никакой надежды на то, что мы познаем Бога, и никакая религия не может перебросить мост через пропасть, разделяющую святого Бога и нас, грешников. Если надежда все же остается, то это спасение должно быть от Бога. Бог не только являет нам Свою сущность, но и находит возможность возвратить мятежников в Свою семью, примирить врагов, вернуть заблудших на праведный путь. Библия, и только Библия, учит нас, что такой Бог существует и что Он есть путь. Крест является символом незаслуженного прощения наших грехов: Бог Сам Своею смертью уплатил за них.

Таким образом, христианство вовсе не религия, если под «религией» мы понимаем поиски Бога. Истинное христианство – это откровение и спасение.

• Это откровение того, каков Бог; и оно совершилось в доступной для нас форме, ибо Бог явился нам человеком. Это также откровение того, каковы мы сами, ибо люди не приняли святого, безгрешного Иисуса и пригвоздили Его ко кресту.

• Оно – спасение. Бог пришел, чтобы найти меня. Он встретил меня в мо­мент смерти Своего Сына возле пустого гроба, из которого Его Сын восстал с победою.

Самое удивительное в том, что этот Бог, давший вместо религии открове­ние и спасение, хочет встретиться со мной. Он ищет со мной личного общения, которому не сможет воспрепятствовать даже смерть. Никакая религия в мире не может сравниться с этим откровением. Все религии различны по своей сущ­ности, поэтому очень важно знать, во что вы верите.

Означает ли это, что все другие религии неверны? Конечно, нет. Все они содержат в себе долю истины. В таких религиях, как ислам и иудаизм, есть большая доля правды. Они похожи на различные огни, горящие в темноте мира. Но с наступлением утренней зари они бледнеют и становятся ненужными. За­рей этой является Иисус Христос. Он воплотил в Себе надежды, чаяния, досто­инства, проницательность – все то истинно положительное, что имеется во всех религиях.

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: