Верящие в восхищение Церкви преподносят это учение как одну из основ христианства, наряду с учением о Троице и оправдании по вере. На самом же деле вселенская Церковь не знала и до сих пор не знает доктрины, гласящей, что Церковь будет восхищена до великой скорби. Но это не помешало Плимутским братьям и Дж. Дарби начать преподавать это учение в 1835 г.
Некоторые пытались найти истоки этого учения. Йен Мюррей в книге «Надежда пуритан» утверждает: идея о том, что Христос вначале придет для восхищения или «перемещения» Церкви до начала великой скорби могла исходить от Эдварда Ирвинга (1792– 1834), как и многие особенности учения Дарби (Iain Murray, The Puritan Hope, p. 200). Дейвид Макферсон более точен. В книге «Невероятные источники теории о восхищении до великой скорби» он говорит о шотландке Маргарет Макдональд, последовательнице Ирвинга, горячо приверженной идеям харизматического движения. Ей было откровение, из которого она узнала, что ходящие в свете Христовом и имеющие полноту Духа будут «подняты, чтобы встретить Его» (Dave MacPherson, The Unbelievable Pre- Trib Origin, p. 106). «Дарби заимствовал у нее некоторые идеи, кое-что подправил, а затем популяризировал их под своим именем без упоминания истинного автора» (там же, р. 94). Но Джон Волвурд вскоре отметил, что Маргарет Макдональд не утверждала, что восхищение состоится до великой скорби (John F. Walvoord, The Rapture Question, p. 54).

Каково бы ни было происхождение учения о том, что Христос прежде придет забрать из мира Свою Церковь, оно не просто вписывается в схему диспенсационалистов, но неизбежно влечет за собой всю эту систему, поскольку предполагается, что Бог завершит Свой труд в Церкви, прежде чем возобновит Свои отношения с Израилем. Семь лет скорби предназначены для испытания Израиля и для явления Божьего гнева. Но Церковь от этого гнева спасена, а посему, согласно дарби-скофилдской диспенсациональной системе, церковь должна быть взята от мира до начала семилетней скорби. Вся эта система является той призмой, через которую премилленаристы читают Писание.

У диспенсационалистов своя система толкования Библии, своя лексика и свои излюбленные темы. Поэтому тем из нас, кто не разделяет их взглядов на тысячелетнее царство и восхищение, практически невозможно участвовать в их разговорах. Джон Волвурд, написавший «Проблему восхищения», и Роберт Гандри, автор книги «Церковь и великая скорбь», считаются первоклассными учеными евангельского толка. Оба они в указанных книгах обсуждают вопрос о том, будет ли Церковь в мире во времена великой скорби. Волвурд отвечает на этот вопрос отрицательно, полагая, что Церковь будет восхищена до времени великой скорби; стало быть, он «предвеликоскорбный восхищенец». Гандри отвечает на этот вопрос утвердительно, полагая, что Церковь будет в мире во время великой скорби; стало быть, он «послевеликоскорбный восхищенец». При этом оба они премилленаристы и оба противостоят таким учениям, как теория о частичном восхищении и «средьвеликоскорбие».

Волвурд и Гандри оперируют категориями, в состоятельности которых стоит усомниться. На мой взгляд, они обсуждают проблемы, имеющие для веры второстепенное значение. Например, они не только рассуждают о том, сколько будет пришествий Христа и воскресений мертвых, но и вполне серьезно дискутируют о количестве эсхатологических труб, о том, в какой очередности они протрубят, и кто именно будет в них трубить (Gundry, The Church and the Tribulation, pp. 148–151). Пока мы тщательно не исследуем их исходные предположения, то есть те линзы, через которые они смотрят на мир, мы не в состоянии вести с этими пре- милленаристами сколько-нибудь осмысленную беседу. И пока подобные ученые выпускают в свет такие предположения, их популяризаторы – Хол Линдси, Джон Хейги и прочие – помещают учение о восхищении и великой скорби в один ряд с догматом о Троице (см.: John Hagee, Beginning of the End, p. 113).

Есть надежда, что «прогрессивный диспенсационализм», в защиту которого выступают Крейг Блейзинг, Даррелл Бок и другие, приведет к осмысленному диалогу между всеми, кто надеется на пришествие Господа. Кроме того, путь к здравому христианскому диалогу проложил Берн Пойтрес в своей книге «Понять диспенсационалистов».

Библейский отрывок о «восхищении»

Понятие «восхищение» восходит к латинскому переводу фразы в 1 Фессалоникийцам 4:17, где встречается слово rapiemuru, означающее «мы будем подняты» или «мы будем унесены». Отрывок, в котором упоминается это слово, звучит так:

«Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божьей, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга сими словами»
(1 Фессалоникийцам 4:13-18).

В данном послании апостол Павел обращается к новообращенным христианам, которые совсем недавно «обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его» (1 Фессалоникийцам 1:9,10). Живя этим упованием, они начали задумываться о других верующих, что умерли, не дождавшись Христова возвращения. Неужели они пропустят этот славный миг?

Будучи их наставником, Павел не хочет оставить их «в неведении» и, будучи их духовным пастырем, не хочет, чтобы они «скорбели, как прочие, не имеющие надежды» (ст. 13). Поэтому он объясняет, чего следует ожидать верующим относительно пришествия Христа и нашего будущего. В ст. 14 он говорит, что если мы верим в то, что Христос умер и воскрес, то нам должно верить и в то, что умершие верующие ныне живы. То, что произошло с Христом, произойдет и с теми, кто Христовы. Не волнуйтесь о них: они с Господом, и, когда Христос придет, Бог приведет их с Ним. О том, как это случится, Павел пишет далее.

Воззвав в ст. 14 к их вере («мы веруем»), Павел преподносит истину, которую они еще не исповедовали. Это «слово Господне» (ст. 15), а не просто личное мнение Павла. Нам не известно доподлинно, каким образом Павел узнал это «слово». Быть может, он получил его из устных преданий, как и цитируемое им изречение Христа в Деяния 20:35: «Блаженнее давать, нежели принимать». Вероятно, он не приводит «слово Господне» буквально, но извлекает вывод из слов Христа: «Мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших» (ст. 15). Ни одна группа верующих не будет иметь преимущества над другой при возвращении Господа. Ибо пришествие Его произойдет так: Сам Иисус сойдет с небес, и сначала воскреснут умершие во Христе, а живые будут «восхищены», подняты вместе с первыми, чтобы встретиться с Господом в воздухе, и так мы всегда будем с Господом (1 Фессалоникийцам 4:16-17).

Это сошествие Христа и наша встреча с Ним будут сверхъестественным событием. Мы не можем описать это в точности, передать это нашими словами, вместить в наше ощущение времени.

Изучающим Библию следует прочитать и (Исход 19:10–25. Этот отрывок описывает день, когда Господь сошел на вершину горы Синай после того, как Его народ два дня трепетно и тщательно готовился к этой встрече. «На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане. И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу…» (Исход 19:16,17). Это рассматривается как репетиция великого последнего дня, описанного в (1 Фессалоникийцам 4:16-17. Мы видим здесь все: и облако, и шум, и страх, и трубный глас, и сошествие Господа, и выход Ему навстречу.

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: