Миллениум – латинское слово, означающее тысячелетие. Верование в тысячелетие мира и изобилия названо милленаризмом. Это неизбежная тема, особенно на северном американском конти­ненте. В Европе тысячелетие называется хилиазмом от греческого слова, означающего «тысяча».
Классификация учений о миллениуме

Нравится вам это или нет (лично мне нет), но каждый христи­анин в Северной Америке носит на себе ярлык того или иного учения о миллениуме. Этот ярлык, имеющий латинское проис­хождение, указывает, ожидает ли данный человек пришествия Господа до миллениума (премилленаризм), после миллениума (постмилленаризм), или же вообще не верит в миллениум как отдельный период (амилленаризм). Я попадаю в категорию амилленаристов, хотя сам возражаю против подобной классификации, как и многие авторы до меня (Jay Е. Adams, The Time Is at Hand, pp. 7–11; Anthony A. Hoekema, The Bible and the Future, p. 173).

Я верю в миллениум в том виде, как о нем учит Откровение 20. Но мне хотелось бы сказать человеку, который приклеивает ярлык амилленариста ко мне и моим работам, что вся эта классифика­ция указывает, в чем кроется ошибочность нашего, североамери­канского, представления о последних временах, об эсхатологии. Мы ожидаем, что Господь Иисус придет и преобразит этот мир и нас. Мы жаждем, чтобы творение наконец-то освободилось и что­бы наши тленные тела уподобились Его славному телу. И пока мы пытаемся устоять в нашем уповании, мы изо всех сил класси­фицируем друг друга на основании шести стихов двадцатой гла­вы Апокалипсиса, которые ни один из нас не в состоянии по­стичь.

Вместе с Д. Г. Кроммингой я признаю, что реформатское бо­гословие «может быть названо амилленаристским вдурном смыс­ле; подразумевая, что мы не вполне знаем и никогда в достато­ной степени не знали, что обо всем этом думать» (D. Н. Krom- minga, The Millennium in the Church, p. 303).

Наравне с премилленаристами, постмилленаристы верят, что мы должны ожидать земного тысячелетнего царства. Постмил­ленаристы убеждены, что Христос придет после этого периода, а премилленаристы ожидают пришествия Господа до тысячелетия мира и изобилия. На самом деле, как мы уже увидели, диспенса- циональные премилленаристы верят в три пришествия Христа. Сначала Он придет, по их выражению, «забрать святых Своих» на заре великой скорби – это восхищение Церкви. Затем Он при­дет «со святыми Своими», чтобы воцариться в Иерусалиме на тысячу лет. Когда этот период подойдет к концу, Он придет для суда Божьего.

Постмилленаристы верят, что Господь покорит мир Благой вестью. Когда весь мир обратится в христианство, мы станем сви­детелями эпохи непревзойденной гармонии и счастья – миллениума. В завершении этой тысячелетней эры будет время отступ­ничества и последних гонений на христиан, ибо сатане на крат­кое время будет позволено обманывать народы. Затем придет Христос и свершится суд Божий.

В гл. 4 я в общих чертах описал убеждения сторонников диспенсационального премилленаризма. Основная черта их уче­ния – противопоставление в диспенсациях Церкви и еврейско­го народа. Они верят, что христианская Церковь будет «переме­щена» при восхищении, а затем последует семилетняя скорбь для евреев, когда Божья ярость изольется на мир. Миллениумом бу­дет еврейское теократическое государство во главе с Сыном Да­видовым на иерусалимском престоле. Святые Церкви Божьей бу­дут помогать Царю Христу в Его мировом правлении в это тыся­челетие.

Подгруппы

Есть две разновидности премилленаристов. Мы уже обсудили диспенсациональных премилленаристов. Премилленаристы дру­гого толка называют свою систему историческим или классичес­ким премилленаризмом, полагая, что они продолжают традицию, начатую Иустином Мучеником и Иринеем во II веке (см. прило­жение, с. 203). Они не верят, что Церковь Христова будет избав­лена от скорби и гонений последнего времени. Если восхищение и состоится, то, как они считают, это будет после великой скор­би. Итак, в соответствии с определением милленаризма, они – премилленаристы и «послевеликоскорбные восхищенцы».

Помимо этого, исторический премилленаризм учит, что Но­вый Завет повествует об одном, едином народе Божьем, состоя­щем из язычников и евреев. Они отличаются от близких им по духу премилленаристов, желающих полностью и навсегда разме­жевать Израиль и Церковь, но сходятся со сторонниками диспен­сационализма в том, что в Откровение 20 описывается два воскресения.

Вкратце:

Премилленаристы верят, что Христос придет до наступления миллениума. Премилленаристы дарби-скофилдской школы ве­рят, что в Божьем замысле первым по хронологии идет событие перемещения истинной Церкви, ее восхищение. Затем следуют семь лет великой скорби, в основном – для Израиля. После это­го Господь придет в Иерусалим, остаток Израиля будет преобра­жен, и Господь воцарится в Иерусалиме на тысячу лет. Истори­ческие премилленаристы согласны, что Господь придет в Иеру­салим в начале миллениума, но считают, что Церковь должна пройти через великую скорбь. В отличие от диспенсационалис- тов, исторические премилленаристы воспринимают миллениум как период, предназначенный в большей мере для Церкви и в меньшей – для еврейского народа.

Постмилленаристы верят в триумфальное шествие Еванге­лия по планете. Мир обратится к Христу, и мы увидим тысячеле­тие мира и изобилия, после которых Господь явится судить жи­вых и мертвых.

• Амилленаристы верят, что все различные толкования не име­ют твердого основания в Писании.

Понятие «золотой век», который принесет небесный мир на землю, существует и за пределами еврейских и христианских кру­гов. Человечество всегда надеялось на наступление долгой эры благоденствия, мира и процветания. Этой мечтой были движи­мы и добрые, и злые намерения. Большевистская революция обернулась кровавой бойней, но оправданием этого ужаса слу­жил обещанный век свободы и равенства, который, несомнен­но, должен был наступить после революции и продлиться тыся­чу лет. Даже Гитлер, эта воистину демоническая личность, утверж­дал, что его «Третий рейх» продлится тысячу лет. В этом смысле Гитлер был милленаристом.

Мечта о тысячелетнем благоденствии была присуща и Север­ной Америке. Еще с колониального периода Америка стала при­бежищем религиозных групп разного толка, ставших изгнанни­ками в Европе. Пуритане Новой Англии – в не меньшей степе­ни, чем квакеры или баптисты, – считали себя особым народом Божьим, которому уготована высшая роль в наступлении Цар­ства Божьего на земле. Они полагали, что их идеалам суждено сбыться в Новом Свете. Политики и проповедники объедини­лись в прославлении Божественного провидения, что сохранило североамериканские земли втайне, доколе не настал подходящий момент, – а именно, когда вышли на сцену эти самые проповед­ники и политики.

Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) с самого основания была движима учением о тысячелетнем цар­стве; задачей святых она считала подготовку пути для второго пришествия Христа. Где-то в западной части огромного амери­канского континента святые должны были построить святой го­род Сион – предвестник нового Иерусалима, где они должны были прожить миллениум.

Многие в Америке верят, что эта земля надежды и славы была особо уготовлена Богом, как лучшее место в мире. Просто по­смотрите на печать Соединенных Штатов на обратной стороне долларовой купюры. Она гласит Annuit Coeptis, что значит: «Ему [Богу] угодны наши истоки». Дальше следует Nov us Ordo Seclorum – «новый порядок веков». Начало новой эры! Эти слова окружают треугольник или пирамиду, на которой изображено всевидящее око Божье. Это подразумевает высшего Строителя, который на­чал этот проект в году MDCCLXXVI, т. е. в 1776 г. н. э.

И разве нет намека на миллениум в канадском гербе, на кото­ром есть слова A Man Usque Ad Mare – «от моря до моря»? Эти слова взяты из Псалом 71:8: «Он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли». Именно благодаря этой цитате мы гово­рим о «канадском доминионе». Герб свидетельствует о надежде на царство праведности и мира Сына Давидова, которое будет уста­новлено в Канаде, от моря и до моря.

Общее у всех этих разных групп одно – все они разделяют представление о миллениуме как об эпохе небесного мира на зем­ле, переходном периоде между земной жизнью и вечностью.

Истина и красота милленаризма

Упоминание об ожидании тысячелетнего правления Христа можно найти еще в ранней Церкви. Самое раннее датируется око­ло 150 г. н. э., хотя ни один церковный собор никогда не вносил в символ веры утверждение в защиту или против миллениума. Са­мым большим врагом ранней Церкви был гностицизм. Это уче­ние не придает значения простой вере, но побуждает к поиску духовной истины на высшем, нематериальном уровне. В гности­цизме единственный способ обрести мудрость (слово гностик означает «знающий») – освободиться от материального и бук­вального и познать невидимое, духовное. При чтении Библии человек должен искать более глубокий, духовный смысл в каж­дом слове и событии.

В противовес этим ересям апологеты христианской веры на­стаивали, что Бог сотворил материальную вселенную и что Его обетование о восстановлении творения и Иерусалима следует вос­принимать буквально. В отличие от гностиков, увлеченных без­временным, нематериальным и презиравших «низменную» плоть, христианские апологеты отстаивали телесное воскресение и ве­рили в Бога, проявляющего Себя в видимых исторических собы­тиях и обещающего нам реальное, ощутимое будущее.

Этот штрих в размышлениях о миллениуме весьма важен, и мысль эту стоит развить. Каждая религия пытается построить мост между временем и вечностью, между ныне и тогда. Это было в греческой религии, это есть и в восточных религиях в их популя­ризованной американской форме. И никто не посмеет утверж­дать, что подобное религиозное мышление полностью чуждо Биб­лии. Но Писание противопоставляет не столько ныне и тогда, сколько прежде, сейчас и вскоре.

Христианское восприятие опре­деляется тем, как и когда Господь проявляет Себя в истории: что Бог сделал, что Он делает и что сделает. Христианская вера осно­вывается на исторических событиях. Большой вклад милленаризма состоит в том, что он подчеркивает роль земли как места ис­полнения Божьих обетований. Наравне с милленаристами я тоже верю, что мы будем жить на обновленной земле. Когда мир обно­вится, а наши тела преобразятся, мы сможем в полной мере на­сладиться и Божьим творением, и Самим Богом.

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: