Миллениум – латинское слово, означающее тысячелетие. Верование в тысячелетие мира и изобилия названо милленаризмом. Это неизбежная тема, особенно на северном американском континенте. В Европе тысячелетие называется хилиазмом от греческого слова, означающего «тысяча».
Классификация учений о миллениуме
Нравится вам это или нет (лично мне нет), но каждый христианин в Северной Америке носит на себе ярлык того или иного учения о миллениуме. Этот ярлык, имеющий латинское происхождение, указывает, ожидает ли данный человек пришествия Господа до миллениума (премилленаризм), после миллениума (постмилленаризм), или же вообще не верит в миллениум как отдельный период (амилленаризм). Я попадаю в категорию амилленаристов, хотя сам возражаю против подобной классификации, как и многие авторы до меня (Jay Е. Adams, The Time Is at Hand, pp. 7–11; Anthony A. Hoekema, The Bible and the Future, p. 173).
Я верю в миллениум в том виде, как о нем учит Откровение 20. Но мне хотелось бы сказать человеку, который приклеивает ярлык амилленариста ко мне и моим работам, что вся эта классификация указывает, в чем кроется ошибочность нашего, североамериканского, представления о последних временах, об эсхатологии. Мы ожидаем, что Господь Иисус придет и преобразит этот мир и нас. Мы жаждем, чтобы творение наконец-то освободилось и чтобы наши тленные тела уподобились Его славному телу. И пока мы пытаемся устоять в нашем уповании, мы изо всех сил классифицируем друг друга на основании шести стихов двадцатой главы Апокалипсиса, которые ни один из нас не в состоянии постичь.
Вместе с Д. Г. Кроммингой я признаю, что реформатское богословие «может быть названо амилленаристским вдурном смысле; подразумевая, что мы не вполне знаем и никогда в достатоной степени не знали, что обо всем этом думать» (D. Н. Krom- minga, The Millennium in the Church, p. 303).
Наравне с премилленаристами, постмилленаристы верят, что мы должны ожидать земного тысячелетнего царства. Постмилленаристы убеждены, что Христос придет после этого периода, а премилленаристы ожидают пришествия Господа до тысячелетия мира и изобилия. На самом деле, как мы уже увидели, диспенса- циональные премилленаристы верят в три пришествия Христа. Сначала Он придет, по их выражению, «забрать святых Своих» на заре великой скорби – это восхищение Церкви. Затем Он придет «со святыми Своими», чтобы воцариться в Иерусалиме на тысячу лет. Когда этот период подойдет к концу, Он придет для суда Божьего.
Постмилленаристы верят, что Господь покорит мир Благой вестью. Когда весь мир обратится в христианство, мы станем свидетелями эпохи непревзойденной гармонии и счастья – миллениума. В завершении этой тысячелетней эры будет время отступничества и последних гонений на христиан, ибо сатане на краткое время будет позволено обманывать народы. Затем придет Христос и свершится суд Божий.
В гл. 4 я в общих чертах описал убеждения сторонников диспенсационального премилленаризма. Основная черта их учения – противопоставление в диспенсациях Церкви и еврейского народа. Они верят, что христианская Церковь будет «перемещена» при восхищении, а затем последует семилетняя скорбь для евреев, когда Божья ярость изольется на мир. Миллениумом будет еврейское теократическое государство во главе с Сыном Давидовым на иерусалимском престоле. Святые Церкви Божьей будут помогать Царю Христу в Его мировом правлении в это тысячелетие.
Подгруппы
Есть две разновидности премилленаристов. Мы уже обсудили диспенсациональных премилленаристов. Премилленаристы другого толка называют свою систему историческим или классическим премилленаризмом, полагая, что они продолжают традицию, начатую Иустином Мучеником и Иринеем во II веке (см. приложение, с. 203). Они не верят, что Церковь Христова будет избавлена от скорби и гонений последнего времени. Если восхищение и состоится, то, как они считают, это будет после великой скорби. Итак, в соответствии с определением милленаризма, они – премилленаристы и «послевеликоскорбные восхищенцы».
Помимо этого, исторический премилленаризм учит, что Новый Завет повествует об одном, едином народе Божьем, состоящем из язычников и евреев. Они отличаются от близких им по духу премилленаристов, желающих полностью и навсегда размежевать Израиль и Церковь, но сходятся со сторонниками диспенсационализма в том, что в Откровение 20 описывается два воскресения.
Вкратце:
Премилленаристы верят, что Христос придет до наступления миллениума. Премилленаристы дарби-скофилдской школы верят, что в Божьем замысле первым по хронологии идет событие перемещения истинной Церкви, ее восхищение. Затем следуют семь лет великой скорби, в основном – для Израиля. После этого Господь придет в Иерусалим, остаток Израиля будет преображен, и Господь воцарится в Иерусалиме на тысячу лет. Исторические премилленаристы согласны, что Господь придет в Иерусалим в начале миллениума, но считают, что Церковь должна пройти через великую скорбь. В отличие от диспенсационалис- тов, исторические премилленаристы воспринимают миллениум как период, предназначенный в большей мере для Церкви и в меньшей – для еврейского народа.
Постмилленаристы верят в триумфальное шествие Евангелия по планете. Мир обратится к Христу, и мы увидим тысячелетие мира и изобилия, после которых Господь явится судить живых и мертвых.
• Амилленаристы верят, что все различные толкования не имеют твердого основания в Писании.
Понятие «золотой век», который принесет небесный мир на землю, существует и за пределами еврейских и христианских кругов. Человечество всегда надеялось на наступление долгой эры благоденствия, мира и процветания. Этой мечтой были движимы и добрые, и злые намерения. Большевистская революция обернулась кровавой бойней, но оправданием этого ужаса служил обещанный век свободы и равенства, который, несомненно, должен был наступить после революции и продлиться тысячу лет. Даже Гитлер, эта воистину демоническая личность, утверждал, что его «Третий рейх» продлится тысячу лет. В этом смысле Гитлер был милленаристом.
Мечта о тысячелетнем благоденствии была присуща и Северной Америке. Еще с колониального периода Америка стала прибежищем религиозных групп разного толка, ставших изгнанниками в Европе. Пуритане Новой Англии – в не меньшей степени, чем квакеры или баптисты, – считали себя особым народом Божьим, которому уготована высшая роль в наступлении Царства Божьего на земле. Они полагали, что их идеалам суждено сбыться в Новом Свете. Политики и проповедники объединились в прославлении Божественного провидения, что сохранило североамериканские земли втайне, доколе не настал подходящий момент, – а именно, когда вышли на сцену эти самые проповедники и политики.
Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) с самого основания была движима учением о тысячелетнем царстве; задачей святых она считала подготовку пути для второго пришествия Христа. Где-то в западной части огромного американского континента святые должны были построить святой город Сион – предвестник нового Иерусалима, где они должны были прожить миллениум.
Многие в Америке верят, что эта земля надежды и славы была особо уготовлена Богом, как лучшее место в мире. Просто посмотрите на печать Соединенных Штатов на обратной стороне долларовой купюры. Она гласит Annuit Coeptis, что значит: «Ему [Богу] угодны наши истоки». Дальше следует Nov us Ordo Seclorum – «новый порядок веков». Начало новой эры! Эти слова окружают треугольник или пирамиду, на которой изображено всевидящее око Божье. Это подразумевает высшего Строителя, который начал этот проект в году MDCCLXXVI, т. е. в 1776 г. н. э.
И разве нет намека на миллениум в канадском гербе, на котором есть слова A Man Usque Ad Mare – «от моря до моря»? Эти слова взяты из Псалом 71:8: «Он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли». Именно благодаря этой цитате мы говорим о «канадском доминионе». Герб свидетельствует о надежде на царство праведности и мира Сына Давидова, которое будет установлено в Канаде, от моря и до моря.
Общее у всех этих разных групп одно – все они разделяют представление о миллениуме как об эпохе небесного мира на земле, переходном периоде между земной жизнью и вечностью.
Истина и красота милленаризма
Упоминание об ожидании тысячелетнего правления Христа можно найти еще в ранней Церкви. Самое раннее датируется около 150 г. н. э., хотя ни один церковный собор никогда не вносил в символ веры утверждение в защиту или против миллениума. Самым большим врагом ранней Церкви был гностицизм. Это учение не придает значения простой вере, но побуждает к поиску духовной истины на высшем, нематериальном уровне. В гностицизме единственный способ обрести мудрость (слово гностик означает «знающий») – освободиться от материального и буквального и познать невидимое, духовное. При чтении Библии человек должен искать более глубокий, духовный смысл в каждом слове и событии.
В противовес этим ересям апологеты христианской веры настаивали, что Бог сотворил материальную вселенную и что Его обетование о восстановлении творения и Иерусалима следует воспринимать буквально. В отличие от гностиков, увлеченных безвременным, нематериальным и презиравших «низменную» плоть, христианские апологеты отстаивали телесное воскресение и верили в Бога, проявляющего Себя в видимых исторических событиях и обещающего нам реальное, ощутимое будущее.
Этот штрих в размышлениях о миллениуме весьма важен, и мысль эту стоит развить. Каждая религия пытается построить мост между временем и вечностью, между ныне и тогда. Это было в греческой религии, это есть и в восточных религиях в их популяризованной американской форме. И никто не посмеет утверждать, что подобное религиозное мышление полностью чуждо Библии. Но Писание противопоставляет не столько ныне и тогда, сколько прежде, сейчас и вскоре.
Христианское восприятие определяется тем, как и когда Господь проявляет Себя в истории: что Бог сделал, что Он делает и что сделает. Христианская вера основывается на исторических событиях. Большой вклад милленаризма состоит в том, что он подчеркивает роль земли как места исполнения Божьих обетований. Наравне с милленаристами я тоже верю, что мы будем жить на обновленной земле. Когда мир обновится, а наши тела преобразятся, мы сможем в полной мере насладиться и Божьим творением, и Самим Богом.