Читаем 10 заповедей (Исход 20:1-17).
Третья Божья заповедь относительно жизни звучит так: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исход 20:7). Первое правило – отдавай Богу первое место в жизни; второе – сохраняй правильный образ Бога; третье – думай о Боге должным образом. Образ мыслей человека определяет то, кем он является. Хоуторн рассказывал о мальчике по имени Эрнст, который подолгу внимательно глядел на огромное, каменное лицо, прорисовывавшееся на склоне горы. Сердце мальчика было захвачено силой, добротой и благородством этого лица. Ходила легенда, что однажды в округе появится человек с таким лицом. На протяжении всего своего детства и даже повзрослев, Эрнст продолжал смотреть на каменное изваяние и ожидать появление человека с похожим лицом. И вот однажды, когда люди обсуждали эту легенду, кто-то неожиданно воскликнул: «Смотрите, смотрите, Эрнст сам стал похож на это каменное изображение». И в самом деле, выражение лица Эрнста стало похоже на его мысли.
Скрытые желания нашего сердца в конце концов проявляются в нашей внешности. Однажды кто-то попросил Линкольна встретиться со своим знакомым.
«Мне не хочется видеться с ним», – сказал Линкольн. Но его друг возразил: «Вы же не знаете его»!
На что Линкольн ответил: «Мне не нравится его лицо».
«Человек не в ответе за свое лицо», – сказал друг президента.
«Каждый взрослый человек в ответе за выражение на своем лице», – настоял Линкольн.
И он был прав. Лицо его самого было примером. Невзрачное и даже грубоватое, его лицо источало симпатию и честность, что сделало его одним из величайших американцев.
Некоторые психологи провели основательные исследования, свидетельствующие о том, что мысли человека отражаются в чертах его лица. Я заметил, что супружеские пары, которые прожили вместе многие годы счастливо и в согласии, становятся более похожими на брата и сестру, нежели на мужа и жену. Живя вместе, разделяя общие переживания, размышляя об одном, они становятся похожими друг на друга.
Ральф Уэлдо Эмерсон, один из мудрейших американцев, как-то сказал: «Человек уподобляется тому, о чем размышляет на протяжении своих дней». Но это не является свойством человека изначально. Марк Аврелий, мудрейший из римлян, говорил: «Наша жизнь становится таковой, какой ее делают наши мысли». Но еще прежде изречения Аврелия мудрые люди записали в Библии:
«Потому что, каковы мысли в душе его, таков и он»
(Притчи 23:7).
Как-то тренер по футболу забеспкоился об одном из своих ребят, который подавал большие надежды, но стал пропускать тренировки. Тренер решил пойти к нему домой и поговорить с ним. На стене его комнаты он увидел множество непристойных и аморальных картинок и все понял. Ни один молодой человек, кто заполнил голову грязью и мусором, не может хорошо играть на игровом поле.
Третья Божья заповедь призывает нас помышлять о высоком, святом, о том, что вызывает благоговение и вдохновляет. Апостол Павел призывал нас:
«Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте»
(Филиппийцам 4:8).
Здесь перечислены свойства Бога. Когда мы размышляем о Нем, это возносит нас и вдохновляет наши жизни, уподобляет Ему.
Есть, по крайней мере, три способа осквернить имя Бога. Во-первых, языком. Скорость, с которой наш язык заполняют различные богохульства, вызывает тревогу. Я с удовольствием прочел бы многие из современных новелл, но они написаны таким отвратительным языком, что я их отвергаю, ибо не хочу впускать те слова в свой разум. Например, слово «ад» стало одним из наиболее распространенных. Мы говорим: «Холодно, как в аду», «Жарко, как в аду», «Адски дождливо» и т.д. Недавно меня посетил один человек, который, как я думаю, использовал это слово корректно. Он сказал: «Пастор, я в чертовской форме». И это было действительно так. Ад находится внизу, а не вверху, и, если я заполняю свой разум мыслями и словами об аде, это способствует деградации самой моей души. Слово «богохульство» образуется из двух корней «Бог» и «хула» – хула на Бога. Это слово, которое человек не решился бы произносить в присутствии Бога, – хороший способ оценить используемый нами язык.
Во-вторых, мы оскверняем имя Бога, не относясь к Нему с должной серьезностью. Мы признаем, что Бог существует, но наша вера остается лишь словами. Иисус говорил: «Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их…» (Матфей 7:24). Рассуждать о Боге и не стремиться жить по Его стандарту – богохульство еще более серьезное, чем словесное. Вера, которая не делает кардинальных перемен в жизни, – не более чем притворство и лицемерие. Как выразился Элтон Трублад: «Пустая, ничего не значащая вера, хуже ее полного отсутствия».
Третий способ, которым мы можем осквернять имя Бога, – отвергать общение с Ним и Его помощь. Если я называю какого- либо человека своим другом и, тем не менее, никогда не хочу быть с ним и не призываю его, когда нуждаюсь в его помощи, это значит, что я лгу, используя слово «друг». Если я верю в способности механика, тогда я обращаюсь к нему за помощью, чтобы починить свою машину. Если я верю, что врач способен мне помочь, я позвоню ему, когда заболею. Однако, когда Адам и Ева согрешили, они убежали и скрылись от Бога. И их потомки продолжают так же поступать с тех самых пор.
На наших жизнях лежит пятно позора. Есть только Один, Кто может прощать грехи, и отказываться молиться, закрывать Библию, поворачиваться спиной к алтарю Его церкви – это богохульство высшей степени. Как-то, когда я был маленьким мальчиком, я заметил повозку с лимонадом, которая, казалось, была оставлена без присмотра. Я сунул одну бутылочку себе в карман, и когда, спрятавшись за скамейкой, собирался ею насладиться, появился шофер и потребовал заплатить. А у меня не было ни гроша. Тогда он строго сказал: «Если ты не вернешь мне деньги через 30 минут, я посажу тебя в тюрьму».
Я побежал домой к папе и рассказал ему, что наделал. Он не обвинил и не унизил меня. Причиной поступка была моя собственная греховность. Он просто протянул мне несколько монет и тихо сказал: «Иди и верни деньги тому человеку». Так же поступает с нами Бог. Мы поступаем неправедно, и наша собственная совесть так обвиняет нас, что мы не в силах этого перенести. Тогда мы вспоминаем: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоанн 1:9). В смирении мы склоняемся пред Ним и принимаем Его прощение. Затем мы стремимся жить для Него и по Его заповедям. Вот вера, которая не оскверняет Бога.