Весною 1954 г., посещая больного брата В. в сакраментском госпитале (Калифорния), я встретил там русского одинокого человека. Он лежал на одной койке более года. Его бледное худое лицо было безжизненно, руки сухие, бескровные, но глубокие глаза отражали покой и примирение с судьбой, когда все уже закончено и душа готова в любую минуту отойти в иной мир.
– Что же вы думаете о встрече с Богом? – спросил я после нескольких вопросов и краткой молитвы.

– О, скорее бы, скорее, – ответил больной, теребя длинными пальцами открытую грудь.

– Я обратился к Богу недавно, – продолжал больной после продолжительного молчания. – Через болезнь… Теперь готов идти домой…

На глазах больного выступила бедная слезинка, что еще не была выплакана за семидесятилетнюю жизнь русского изгнанника. Он лежал спокойно, вглядываясь в мое незнакомое лицо.

– Ну, что–ж, слава Богу, что вы готовы встретиться с Небесным Отцом, – сказал я ободряюще. – Вслед за вами идем и мы.

– Одно вот меня мучит, – добавил больной, откашлявшись, – обида у меня в сердце не проходит. Видно, так и пойдет на тот свет со мною.

– Что это у вас такое?

– На христиан я в обиде… Больше на своих, на русских, на священников, на проповедников. Три раза они отталкивали меня от Христа. Вот и прожил жизнь без семьи и без Бога. Все правду искал. Да что об этом говорить… Поздно.

– Как же это? – спросил я.

– На людей смотрел, на Его служителей. А дела их, не дай Боже… Вот и сам без Христа оставался.

– Прости им, – ответил я, еле сдерживая непонятную в горле боль. Я не мог сказать больше ни слова. Слушая жалобы больного, мое сердце переполнялось страхом за свою христианскую жизнь, за свои поступки. «Невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят. «Лучше бы ему не родиться» … пришли мне на память слова Христа. Стоя у кровати больного, я, может быть, первый раз так глубоко прочувствовал ту великую ответственность, что возлагает Бог на христиан, как на свидетелей Его святой любви, носителей света.

– Дал я двадцать тысяч на госпиталь. А остальные на сиротский дом отдам, – продолжал больной старик, отдышавшись. – Это ведь дело святое… А вначале я думал на русскую церковь отдать. Долго думал, да побоялся. Чего доброго, из–за моих денег подерутся, разделятся. Боюсь я этого… А директор госпиталя человек честный, добрый человек, сострадательный…

Эти слова умирающего старика и сегодня звучат в моих ушах как великий урок современному христианству, христианству без Христа и Его любви к человеку.

Много лет тому назад, за шесть столетий до явления в мир Христа, в земле Сеннаар жил человек Божий с именем Даниил. Всю свою жизнь он оставался верным служителем Единого Бога, пророком и глашатаем вечной правды.

Его пророчества о судах Божиих в основном уже исполнились. Мессия пришел и на Голгофском кресте совершил спасение для погибшего человека. Бог открыл Даниилу также будущее мира, будущее земных царств. Дикие звери олицетворяли монархии, государства, народы и все человечество. Это необычайное откровение Бога не было случайным. Действительно, даже сегодня, в двадцатый век христианской эры, мы видим на земле больше звероподобного, нежели человекоподобного. Бесконечные войны, междуусобицы, классовая, политическая и национальная борьба – все это стоит ежегодно миллионы человеческих жизней. И в этот час, когда я пишу эти строки, где–то в далекой Индии, на Формозе, в Китае стонут люди, умирая от тяжелой руки своих собратьев. Вспомним гамбургское кладбище, где в прошлую войну после воздушных бомбардировок было похоронено в общей могиле 10 тысяч человек. Зимой 1941 года на северной окраине небольшого белорусского города Бобруйска было расстреляно 5 тысяч евреев. Нацистские лагеря «Валка», «Бухенвальд» и многие другие приобрели всемирную известность. Лагерь «Дахау» и его знаменитые «газовые камеры» превращены в «Музей смерти». Вспомним Катынь, Колыму, Соловки и то бесчисленное множество мест, от упоминания которых содрогается сердце. Что же можно сказать о жестокости древнего мира, о средневековой инквизиции, о бунтах, восстаниях, революциях? Даже в настоящей евангелизированной Америке многочисленные газеты ежедневно пестрят сообщениями о зверских убийствах, грабежах, насилиях и пр.

Думая обо всем этом, невольно напрашивается вывод, что человек по своей греховной природе более звероподобен, нежели богоподобен.

Миру нужен настоящий человек. Только он может преобразить печальное лицо земли. Только он, истинный, настоящий, богоподобный человек, может быть носителем радости, любви, мира и счастья. А без этого не может быть и речи о настоящей жизни, о которой сказал поэт: …Я жить хочу. И только жить – Одно есть истинное слово.

Человек, каким мы можем увидеть себя при свете Священного Писания, давно потерял свою сущность. Осталось, по словам М. Горького, только его гордое звучание, обесцененное существо. Через грехопадение человек стал не тем, кем желал его видеть Творец. Уже древние римляне хорошо знали эту печальную истину и говорили: «Человек человеку волк». История почти шести тысяч лет подтверждает эту горькую правду. Некто сказал: «Людей много, а человека нет».

Библия учит, что первый человек, созданный по образу и но подобию Божию, венец Его творения, был истинным Божьим человеком. У него не было ни в чем недостатка, чтобы можно было упрекнуть Бога. Но своеволие первых жкителей земного рая погубило человека, лишило его настоящего содержания. Правда, после грехопадения Адам не перестал быть Божьей тварью, но он потерял свое истинное лицо, свое человеческое достоинство, потерял вечную жизнь с Богом. Хитрый лукавый змей, «лжец от начала», положил свою черную печать на плоть и кровь «хозяина земли», совсем немного времени потребовалось для того, чтобы уже сын Адама, Каин, мог убить своего единокровного брата Авеля. Кровь миллиардов Авелей и до наших дней орошает землю и вопиет к Богу от земли, молит о возмездии, о суде.

Богу потребовался новый человек, послушный и верный, достойный Его великого имени.

И такого человека на земле не оказалось. Не нашлось ни одного праведного, делающего добро, разумеющего Бога (Псалом 13:3). В Адаме все согрешили, все уклонились от воли Божией, все оказались под печатью осуждения. Не нашлось человека, жертвой которого можно было бы уплатить правосудию Божию, оправдать упавшего, вернуть людей к первому счастливому состоянию.

Но у Бога план спасения человека был приготовлен давно. Его Единородный Сын принял человеческий образ, стал Человеком и пришел на землю. Он полюбил людей, как своих братьев (образ ветхозаветного Иосифа), и как первый из братьев «предал себя для искупления всех» (1 Тимофею 2:5).

Христос стал не только на равном месте с человеком (Лука 6:17), но Он спустился еще ниже, приняв образ раба, и к «злодеям причтен был» (Исаия 53 гл.). Этот путь прошел Сын Божий для того, чтобы возвратить человека к Богу, к истинному человеколюбию, к познанию радости и счастья на Земле.

Жизнь Христа – неугасимый свет для всех веков, для всех поколений. В Его образе был именно тот Человек, в Котором нуждался мир. Вот почему Пилат так неохотно подписывал приговор толпы, колебался, медлил, указывая иудеям на Христа, пророчески добавил:

«Се, Человек!»… Человек с большой буквы, единый, настоящий, полный.

В жизни Христа на земле Творец показал людям не только, каким должен быть человек, но и как стать человеком. В этом была и есть большая необходимость. «Человеколюбие Спасителя нашего Бога» (Титу 3:4) выше человеческих понятий. Бог любит человека и для того, чтобы он мог им быть, Его Единородный Сын отдал Себя на крест.

Неверующий мир к жертве Христа относится враждебно, но в то же время сознает вырождение человека, потерю его человеческого достоинства, его поражение властью эгоизма, жестокости и плохих привычек. Где же выход? Куда пойдем и от кого будем учиться? – стоило бы спросить каждого, кто тоскует душою о настоящей счастливой жизни.

Печально, что большинство христиан все еще не могут быть примером для неверующего мира. Но это нисколько не умаляет значения Христа для души. Большинство христиан не научились быть «человеками» только потому, что пример Христа, Его святая жертва, не зажгла их сердца. Они все еще не облеклись в Нового Человека, не пережили истинного духовного возрождения по Писанию (Иоанн 3 гл.). Этих людей не тронула любовь Христа, Святой Дух не коснулся их сердец, и они все еще живут в плане земной, греховной жизни, живут в Адаме.

Вот почему чаще можно видеть людей, знающих Библию, с богатыми духовными познаниями и даже дарами, нежели настоящего Божьего человека. Чаще можно встретить чтецов Библии, знающих наизусть, где и что написано, нежели человека, в практической жизни которого изображался бы милосердный, любящий образ Христа. Но коль речь идет о поддельной монете, это значит, что должна быть и есть настоящая. Миллионы людей пришли ко Христу через примерную жизнь и личные свидетельства возрожденных христиан. Для этих христиан у Бога приготовлен венец неувядаемый, вечной славы.

К сожалению, немало людей, носящих великое имя Христа, послужили и продолжают служить обратным примером. Много людей отвернулись от Христа только потому, что в христианах не видели в первую очередь человека. Они ушли в вечность разочарованными в самих себе, но ушли без надежды, без спасения, без Христа. И потому для христиан-соблазнителей лучше было бы совсем не быть христианами, чем быть ими на земле и уйти в ад. Для таких людей «лучше было бы не родиться» – сказал Христос. Не случайно видный евангелист Канады доктор О. Д. Смидт выразил мысль, что в аду будет больше номинальных христиан, чем безбожников.

Христос, Сын Божий, показал Себя на земле истинным Человеком, чтобы быть примером для своих последователей. Совершенство во Христе – цель живого христианина, и хотя он знает, что на земле ему не быть совершенным, но в стремлении к нему – его истинное счастье.

Дети доброго Бога призваны на доброе дело – показать неверующему миру нового, Божьего человека.

Книга издана издательством
«Свет на востоке»

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: