Вторым этапом в жизни израильского народа является пустыня.
Пустыня – это прообраз великого испытания, это наш духовный экзамен, проверка нашей преданности Богу. Пустыня – это школа, подготовляющая человека к жизни по новому плану. Без жизненных испытаний верующие люди остаются только теоретиками, формалистами, начетчиками. Только проходя «пустыню мира сего», верующие люди познают, насколько слабы они сами и как велик всемогущий Бог, как велико Его милосердие к нам, людям.

После великой победы у берегов Чермного моря прошло три дня. Потребовалось три дня пути, чтобы возроптал народ, чтобы обнаружился характер избавленного, но еще не совсем доверившегося Богу народа.

Радостно все-таки знать, что не все роптали. Многие не забыли еще чуда Божьего у Чермного моря и знали, что Бог не допускает ошибок. Эти люди готовы были сказать: «От жажды умрем, но прославим Господа». Но сколько было таких доверчивых, терпеливых, кротких и выносливых людей?

Доверяясь Богу, можно даже в пустыне Его прославить, а без доверия и в Ханаане возроптать. Малейший ропот детей Божиих связан с неверием и потому оскорбляет Создателя. Иногда Бог намеренно допускает «горькую» воду и возможно для того только, чтобы мы научились ценить «сладкую».

Иногда «горькая» вода бывает для нас полезнее «сладкой». «Не все приятное полезно и не все полезное приятно», – сказал мудрец.

Мишурой уловляются души. В ночь на пламя летят мотыльки. Страшно мед от диавола кушать, Лучше горечь из Божьей руки.

Так образно и правдиво сказал поэт.

Недавно я посетил верующую сестру в Господе. Ей ампутировали обе ноги и удалили половину желудка. Я просил Бога дать мне слова утешения для несчастной сестры. Но оказалось, что я получил от сестры и утешение, и духовное ободрение.

В палате не было, казалось, более беспомощного и жалкого существа. Но ее светящиеся глаза в глубоких впадинах и улыбка, осеняющая желтое безжизненное лицо, говорили совсем о другом.

– Ну, как, сестра, поживаете? – спросил я растерянно, не подумав.

– Хорошо, брат, хорошо… Слава моему Господу! – послышался ответ, и в этом ответе чувствовалась неподдельная искренность и глубокая вера в Бога.

– А было мне совсем плохо, – с трудом продолжала сестра, – А теперь, вот видите и сидеть могу, и говорить, и молиться… Помолчав, она добавила, улыбаясь: и даже петь…

Когда я на прощанье читал 22 псалом, сестра повторяла его наизусть слово в слово. Лицо, глаза и, казалось, все ее существо говорило: «Если я пойду и долиной смертной тени, не убоюсь, потому что Ты со мною».

– Не боюсь, брат. Ни капельки не боюсь, – говорила больная. – Мой Добрый Пастырь никогда меня не оставлял. Как же Он оставит меня теперь, безногую овечку? Нет. Он будет со мной, а я с Ним…

В этих словах я нашел для себя поучительный урок.

«Огненного испытания не чуждайтесь, как приключения для вас странного», – говорит ап. Иаков, а ап. Петр дополняет: «дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытанного золота» (1 Петра 1:7).

Мы любим и ценим друзей испытанных, проверенных. Мы гордимся теми, кто не оставил нас в тяжелую минуту жизни, когда все другие про нас забыли». «Друзья познаются в беде», – гласит народная мудрость. Так и Бог поступает с нами. Он проводит нас пустынею, через топь уныния, долиною смертной тени с тем, чтобы проверить нашу веру, чтобы очистить и переплавить наш характер и чтобы в страданиях осветить нас Своей неизреченной любовью.

И вот здесь часто обнаруживается, что вера наша никуда не годится, что она сухая, безжизненная и бесплодная. Иногда мы формально поем: «Я готов с Ним на Голгофу», а в действительности совсем не имеем этой жертвенности и часто неспособны бываем посетить больного или оказать ту или иную услугу ближнему.

Пустыня – это образ духовной жизни, где нет еще полного доверия Богу. Это плотское, тягостное состояние христианина. Путь пустыни – это путь блуждания, хождения «вокруг да около». Это не что иное, как шаг на месте, бестолковое топтание ногами. Сорок лет ходил Израиль по постыне, хотя Иордан и земля Обетованная были рядом. Жизнь в пустыне – это жизнь постоянного поражения, огорчения и ропота. Только изредка, у случайных оазисов, появляется улыбка, но она долго не задерживается, так как впереди снова знойная пустыня, жажда, безнадежность, отчаяние.

Жизнь в пустыне – это жизнь верующего, возрожденного человека, но не исполняющегося Духом Святым, как написано: «Исполняйтесь Духом». «Человек пустыни» читает Библию, посещает собрания, молится, знает, что он возрожден, знает, что надо жить «по духу», но живет «по плоти», знает, что надо перейти Иордан и вступить в «землю, где течет молоко и мед», но Иордана не переходит, а потому сам себя лишает святой, радостной, всепобеждающей жизни и жертвенного служения Богу.

«Человек пустыни» уже не служит «фараону», как служил раньше в Египте. Он уже не крадет, не убивает, не лжет, не сквернословит, не впадает в блуд и с блудниками не сообщается. Он уже не живет в таких грехах. Но сколько у него еще гордости, недовольства, гнева, зависти, раздражения, вспыльчивости… и это как раз то, что мешало Израилю перейти Иордан. И это также мешает христианину жить полной духовной жизнью.

Эти грехи не позволяют Духу Святому овладеть нами и быть господином нашего сердца. Ибо Христос пришел на землю не для того только, чтобы умереть за нас, но чтобы и мы, верующие, «вместе с Ним умерли», чтобы таким образом «соединить человека с Богом» и «небо с землею».

Ап. Павел делит людей на три группы.

Первая группа – люди мира сего. Эти люди, сами того не зная, находятся еще в рабстве египетском, хотя и прикрываются пустой, наружной, ничего не стоящей религиозностью. Они признают Христа в церковных богослужениях, в храмах, в быту, но не желают, чтобы Христос вселился и обитал в их сердце. Это – невозрожденные люди. Жизнь этих «христиан» ничем не отличается от жизни атеистов, вообще в Бога не верящих. Участь этих людей указана Самим Господом: «Верующий в Сына Божия имеет жизнь вечную, а неверующий уже осужден». Эти люди «уже осуждены».

Вторая группа – плотские верующие. Эти люди верят во Христа, ежедневно молятся, посещают собрания, читают Библию и поют, но живут не по духу, а по плоти. Ими владеет и командует плоть, а не Дух Божий. Эти люди не имеют радости спасения. У них совсем нет плодов Духа Святого. Временное для этих верующих всегда дороже вечного. Это об этих верующих ап. Павел говорит: «Спасется, но так, как бы из огня» (1 Коринфянам 3:15). Это – головня, выхваченная багром из горящего дома. Куда ее? Ни на дрова, ни для новой постройки она не годится. Напрасно такая душа рассчитывает на венец или награду от Господа. Награда дается только за победу, а жизнь в пустыне – жизнь поражения, а не жизнь победы.

Третья группа – духовные верующие. Это те, которые «распяли плоть свою со страстями и похотями», «живут по духу», «ищут горнего, о горнем помышляют», не ищут своего, не превозносятся, не гордятся, не завидуют, не ропщут на жизнь свою, довольны тем, что имеют, всегда радуются, стараются жить в мире со всеми, любят дело Божье, всячески способствуют ему. Это люди, которые перешли «Иордан». Это люди, которые в Иисусе Христе нашли не только спасение, но полный покой душам своим.

Книга издана издательством
«Свет на востоке»

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: