В Новом Завете все время подчеркивается, что жизнь христианина существенным образом отличается от жизни мирских людей, живущих «по плоти». Христиане могут быть похожи на других людей внешне: та же работа, учеба, семья, походы по магазинам, соседи, друзья и т.д. Однако внутренне их жизнь совсем другая, ибо в основе ее – Христос, Им они и живут. Это Он вдохновляет их на добрые дела, помогает исправлять ошибки и избавляет от дурных помыслов. Это Он дает им радость и утоляет боль. У истинных христиан Иисус находится не на периферии их жизни, и к Нему обращаются не только по воскресеньям. Напротив, Он стоит в самом центре всего их существования, и потому живут такие люди осмысленно, в сердцах их царят мир и покой, они преисполнены силой духа, несмотря на все испытания. Эти люди всем своим существом излучают доброту и радость. Вот это и есть настоящая жизнь!
Секрет этой замечательной жизни невозможно держать при себе, скрывая его от других, от тех, кто все еще борется с чувством вины, отчаянием, ненавистью к самим себе и враждебным отношением к окружающим. Когда человеческая боль становится очевидной, появляется возможность благовествования. Это та же ситуация, как если бы один нищий рассказал другому, где можно найти хлеба. Благовествование не требует какой-то отточенной формы, тщательно приготовленного выступления в определенное время и в определенном месте, оно не требует, чтобы человек был специально рукоположен для выполнения этого служения. Каждый постигший, что есть истинное христианство, уже приступил к служению, ибо он обладает тем, в чем так нуждаются люди вокруг него. Об этом благодатном, доступном всякому служении говорит апостол Павел:
«Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения»
(2 Коринфянам 5:18-19).
Четыре раза в этой короткой фразе Павел говорит о примирении. Поскольку человек был сотворен так, чтобы в нем пребывал Бог, то отчуждение от Бога губительно сказывается на состоянии человека, выливаясь в эту слишком знакомую всем болезнь отчаяния, вины и недоверия. Поэтому, когда люди узнают, что, оказывается, существует путь примирения с Богом, это известие становится целительным бальзамом для их истерзанной души. Для каждого христианина великой честью является провозглашать эту благую весть всем страждущим, которым так необходимо ее услышать, ибо жизнь их мучительна и пуста. Свидетельство всегда начинается там, где в этом есть глубокая потребность. «Приидите ко Мне, все труждающие и обремененные, и Я успокою вас», – говорит Иисус.
Апостол Павел отмечает здесь некоторые черты этого почетного и славного служения нуждающимся людям. Давайте же разберемся, что это за черты.
Это служение исходит от Бога. «Все же от Бога», – говорит Павел. Тот, с Кем поступили несправедливо, Кто был отвержен, Сам делает первый шаг к примирению. Евангелие – это не изобретение человека, не один из многих путей, которыми человек пытается достичь Бога. По самой своей сути благая весть не могла быть порождением человеческого ума, ибо начинает с того, что объявляет человека слабым, беспомощным и непокорным. Этим заявлением уничтожаются все наши амбиции и претензии на самостоятельное спасение. Без Христа никто не может считать, что он ближе к Господу, чем кто-либо иной. И те, кто очень гордится своей высоконравственной и всеми уважаемой жизнью, на самом деле ничуть не ближе к Богу, чем какой-нибудь убийца или развратник, ибо гордыня и уверенность в собственной значимости являются не меньшими признаками нашей отчужденности от Бога, чем то же убийство или разврат.
С этой стороной Евангелия многим людям труднее всего бывает согласиться. Те, кто рассчитывает на спасение своими добрыми делами, чувствуют себя глубоко оскорбленными. Они желают, чтобы Бог принял их на их же условиях. Однако тем самым они только подтверждают слова Павла о том, что «все же от Бога». Ни один самый закоренелый грешник не посмеет и мечтать о том, что у него есть шанс предстать пред Богом, но ни один уверенный в себе праведник не помыслит о том, что для того чтобы быть принятым Господом, от него требуется нечто большее. Посему благая весть примирения не могла исходить от человека, а только от Бога.
Это служение переживается лично, «…от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою». Когда христианин свидетельствует другим людям о Новом Завете, он говорит не академически – умными, но отвлеченными словами. Он сам прошел через боли и страдания, он побывал в той тьме, о которой говорит, но он обрел нечто такое, что исцелило и наполнило его жизнь, о чем он не может не поделиться с другими. Когда он рассказывает о «замысле спасения», он рассказывает не о некоей богословской доктрине, для постижения которой требуются только умственные усилия. Скорее, он говорит о Господе, Которого он хорошо знает, Который является его Спасителем и Подателем жизни. Однако он не пытается заверить окружающих, что как только он покорился Христу, он в одно мгновение был избавлен от мук совести и отчаяния, от страхов и ненависти. Он говорит о том, что этот акт повиновения круто изменил самые основы его существования и что теперь это дает ему ту силу, которая помогает ему справиться со всем злом, которое еще осталось в отдаленных уголках его души. Христианин не скрывает своих нынешних неудач, ибо с радостью взирает вперед, уверенный, что скоро вся его жизнь без остатка будет принадлежать воскресшему Господу.
«Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатию»
(Римлянам 6:14).
Это служение касается всех. «…От Бога… давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир». Одна из удивительных особенностей христианства – его универсальность. Это не религия «только для белых» или только для черных, краснокожих или цветных. Христианство не предназначено только для рабочих, или только для богачей, или исключительно для людей неимущих. Мужчины найдут в христианстве ответы на свои чисто мужские вопросы, а женщинам оно поможет в наибольшей степени раскрыть их женственность. Христианство дает каждому человеку духовную, физическую и эмоциональную полноту.
Некоторые люди почему-то считают, что Иисус добр и милостив к падшему человечеству, в то время как Бог-Отец злобен и мстителен. Христос же стоит между Ним и миром, спасая людей от гнева рассерженного Бога. Павел разоблачает это представление, говоря, что «Бог во Христе примирил с Собою мир». Именно Бог-Отец уготовил миру искупление. Именно Он послал Своего Собственного Сына в мир, чтобы искупление совершилось через Его мученическую смерть на кресте и последующее затем воскресение. Именно Бог-Отец был «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» (Рим. 8:32). Таким образом, Отец и Сын посредством Духа Святого приходят к страждущим, одиноким людям, предлагая милость, радость и мир всякому, кто откликнется на Их зов. Двери широко раскрыты для каждого, невзирая на цвет его кожи, социальный класс или общественное положение.