Некоторые задаются вопросом, что имел в виду Павел, говоря: «Любовь Христова объемлет нас». Что это за любовь: любовь Христа лично к Павлу или любовь Христа, изливающаяся через Павла на других людей? А может, это любовь самого Павла ко Христу? Вопрос серьезный, и греческий оригинал текста не очень помогает в нем разобраться. Он позволяет предположить все три значения. Но, думаю, нам поможет понять, в чем тут дело, Послание Иоанна. Иоанн говорит о том, откуда исходит любовь:
«В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши»
(1 Иоанна 4:10).

Любовь исходит от Бога, а не от нас. Христос первым возлюбил нас, когда мы, как говорит Павел в пятой главе Послания к Римлянам, были еще грешни­ками, врагами Богу. И эта Его любовь, принятая верою, пробуждает в нас ответное чувство, о чем говорит Петр: «Которого не видевши, любите» (1 Петра 1:8). Об этом же – слова Павла: «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Римлянам 5:5). И вот, когда любовь Божия оживляет сердца наши, тогда мы можем идти к людям, исполнившись любовью к ближ­нему своему, забыв о себе и своей выгоде.

«Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны»
(1 Фессалоникийцам 2:8).

Итак, чтобы полностью представить себе, что же представляет собой любовь Христова, необходимо смот­реть на нее со всех трех сторон. Но главное — это понять, что именно любовь, а не чувство долга является для христианина основным мотивом всей его жизнеде­ятельности. Иисус говорит: «Если любите Меня, соблю­дите Мои заповеди» (Иоанн 14:15), а не наоборот: «Если соблюдаете Мои заповеди, любите Меня». Тот же прин­цип прослеживается и в постоянных призывах Павла к исполнению нами наших обязанностей: «Мужья, любите своих жен», «Жены, повинуйтесь своим мужь­ям», «Господа, оказывайте рабам должное и справедли­вое» и т.п. Но Павел не забывает и о мотивах, которые должны двигать людьми, говоря: «ради Иисуса», «как Господу», «для Господа» и т.д. Любовь облегчает по­слушание: исполнить желание Того, Кого вы любите, – большое удовольствие. Поэтому, когда сердце пусто, послушание дается очень нелегко. Христианин в такой ситуации не должен, сжав зубы, пытаться преодолеть себя. Ему лишь надо вспомнить, Кому нужно то, что он делает, и сделать все ради Него. Вскоре человек, к своему удивлению, обнаружит, что его внутренний настрой изменился незаметно для него самого, что у него родилось новое отношение к жизни. Павел опи­сывает это следующим образом:

«Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем. Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое»
(2 Коринфянам 5:16-17).

Пожалуй, самым явным доказательством действия Нового Завета могут служить перемены нашего собст­венного отношения к другим людям. Теперь ни их социальное положение, ни каста, ни цвет кожи, ни их пол, ни богатство не имеют для нас никакого значения. Каждый человек ценен потому, что создан по образу и подобию Божию и может быть искуплен жертвою Иисуса Христа. Все остальное неважно. По-видимому, Павел утверждает, что было время, когда он знал Иисуса Христа «по плоти». Это означает, что он, вероятно, слышал, как Христос проповедовал и учил народ, и мог даже разговаривать с Ним. Если это действительно было так, то в его мировоззрении произошла разительная перемена.

Новый взгляд

Один известный благовестник и учитель Библии из Великобритании Ян Томас великолепно описал эту перемену. Представляю его описание вам:

«Так говорит Павел, Апостол Божий: «Было время, когда я звался Савлом Тарсянином, И вот решил я, тщательно исследовав факты, дать оценку человеку, известному под именем Иисус Христос, о ком я был премного наслышан. Делая это, я не был к этому человеку враждебен или лицеприятен, я лишь приложил к нему обычные для моего времени, здравые человеческие нормы. Я пришел к следующему заключению:

ПРОИСХОЖДЕНИЕ Никто! Я принужден был согласиться с моими коллегами-богословами, что этот человек был внебрачный сын неверной женщины, к тому же обманщицы.

ВОСПИТАНИЕ Вкупе со всеми моими товарищами я не мог сделать иного вывода, чем того, что этот человек не имел совершенно никакого положения в обществе, он был никто.

РЕМЕСЛО Я очень внимательно изучил этот вопрос и обнаружил, что у него не было никакого специального образования. Воспитан он был в доме простого крестьянина. Был подмастерьем у плотника, потом и сам стал мастером. Будучи обык­новенным плотником, он не выделялся из круга подобных ему, то есть опять-таки был никто.

РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Он выдавал себя за проповедника, но я обнаружил, что по здравому размышлению, он ничего из себя не представлял – все тот же никто! Он не обучался ни в школе, ни в семинарии, ни у какого бы. то ни было учителя или наставника, при котором бы состоял. Он был выскочкой, возмутителем спокойствия, жалким уличным болтуном. На фоне богословско-религиозной картины моего времени он как проповедник не представлял собой ничего особенного.

БОГАТСТВО Рожден он был в чужом хлеву; когда он хотел проиллюстрировать свои слова, он занимал у людей монетки; он разъезжал повсюду на чужом осле; он никогда не имел собственного дома; в праздник Пасхи он послал учеников найти кого-нибудь, кто предоставил бы ему свой дом для праздничной вечери. Все это, с точки зрения нормального человека, вскрывает в нем неисправи­мого попрошайку. Он даже умер на казенном кресте и похоронен в благотворительном гробу. У него не было ни гроша за душой, материально он был никто.

Но со мною, Савлом Тарсянином, случилось уди­вительное происшествие по дороге в Дамаск. Еще дыша угрозами и убийством, я был готов бросать в темницу и предавать смерти всякого, кто посмел бы распространять басни о том, что этот жалкий Никто есть Мессия Господень.

Но вдруг предо мною воссиял свет, ярче чем солнце, и я был ослеплен. И упал я в бессилии своем на землю, и слышал голос, глаголющий: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» Я сказал: «Кто Ты, Господи?» И был ответ: «Я Иисус, Которого ты гонишь».

И вот, познал я, что Тот, Кто в моих глазах был никто, был НЕ КТО ИНОЙ КАК БОГ, ПРИШЕДШИЙ ВО ПЛОТИ. По моему человечес­кому размышлению Он был никем, а я, Савл Тарсянин, был всем. Но на этой пыльной дороге в Дамаск я познал, что Он есть все, а я – ничто.

И теперь я больше не знаю Его таким, каким видят Его люди, по плоти, и что некогда почитал я за истину. У меня теперь особое знание, для меня теперь жизнь – Христос».

Действительно, жизнь христианина совершенно, ра­зительно отличается от жизни простых людей. Вдох­новляемая двумя побуждениями: страхом Господним и любовью Христовой, она противостоит естественным жизненным порывам. Это жизнь «новой твари», которая зарождается и крепнет в глубинах «древнего». Движи­мый по жизни любовью, христианин вынужден посто­янно плыть против течения своего времени, пока, наконец, не настанет день, и тьма не исчезнет.

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: