Но существует нечто большее, чем страх. Та вторая сила, которая движет нашей жизнью и влияет на нас даже тогда, когда страх попусту растратить нашу жизнь оставляет нас в бездействии. Павел описывает эту силу как величайшее из побуждений в жизни человека:
«Не снова представляем себя вам, но даем вам повод хвалиться нами, дабы имели вы что сказать тем, которые хвалятся лицем, а не сердцем. Если мы выходим из себя, то для Бога; если же скромны, то для вас. Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего»
(2 Коринфянам 5:12-15).
Христианское поведение Павла приводило в замешательство многих из коринфской церкви. Его подход к делам был непонятен, мотивы всегда вызывали сомнение. Сам Павел так объясняет причину этих затруднений в своем Первом Послании:
«И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе»
(1 Коринфянам 3:1).
Его действия казались странными коринфянам, ибо они еще не понимали Нового Завета. Они ожидали, что Павел будет вести себя и реагировать на ситуации определенным образом, то есть так же, как они сами, поэтому люди бывали озадачены и сбиты с толку, когда всякий раз ожидания их не оправдывались. Из этого места послания, как и из многих других, ясно: они думали, что Павел будет хвалиться своими подвигами во имя Христа и будет искать людской славы, ибо так поступил бы каждый из них. На первый взгляд может показаться, что Павел так и делает, однако он утверждает, что все обстоит совсем иначе.
Павел разъясняет, что сила, которая подвигает его на то, чтобы действовать вопреки общепринятым мирским представлениям, исходит не от его тайных амбиций, но от Самого Иисуса Христа: «Любовь Христова объемлет нас». А потом он как бы отвечает на то, что о нем говорили вокруг: «Если же выходим из себя, то для Бога». И он поясняет, что если он и бывал невоздержан, то по крайней мере тому была веская причина: Бог. Другие говорили, что он, наоборот, был очень скромен. И опять здесь важно смотреть, почему он был таким: «Если же скромны, то для вас». И в том, и в другом случае побуждения Павла были благими, ибо им двигала любовь Христова. Все его действия объяснялись любовью и стремлением, послужив людям, стяжать славу для Господа, но ни в коем случае не для себя самого.
Такое поведение всегда крайне подозрительно. Человек, который не думает о своей выгоде, ведет себя по меньшей мере странно. В миру люди считают, что каждый должен заботиться о самом себе: «Каждый за себя, и к черту отстающих!» Известно также и то, что умные люди до последнего момента скрывают заинтересованность в собственной выгоде. Они всегда выглядят поборниками интересов других, хотя всем прекрасно известно, что им и дела нет до кого-нибудь, кроме них самих. Поэтому часто слышны такие вопросы: «Ну ладно, а какой тебе в этом интерес?» или «А что ты от этого будешь иметь?» Таковы и многие христиане, несмотря на все свои правильные, благочестивые речи.
Любовь всегда отдает
Таким образом, неудивительно, что людей приводит в замешательство необъяснимое поведение человека, который в течение длительного времени и в разных обстоятельствах ведет себя в таком резком несоответствии с элементарными человеческими нормами и принципами. Павел говорит, что всему объяснение – любовь, та любовь, которая побуждает нас двигаться вперед по жизни, которая объемлет нас и побеждает нашу человеческую природу, наши корыстные интересы, которая дает нам силы действовать противно плоти. Павел утверждает, что уже свершились и смерть, и воскресение, ибо «если один умер за всех, то все умерли». Ибо когда Христос, сделавшись подобным нам, умер на кресте, то все мы, кто во Христе, умерли вместе с Ним. И жизнь по плоти с тех пор видится нам как нечто ничтожное и бесполезное.
Но и это еще не все. «А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего». А если мы умерли вместе с Ним, то и воскресли вместе с Ним, и эта новая жизнь, которой мы живем, отлична от прежней: мы больше не замыкаемся на самих себя, на любви исключительно к собственной персоне. Жизнь наша отныне направлена вовне, она естественным образом, без задней мысли, не напоказ стремится к людям, ибо когда мы отдаемся любви Божией, по-другому мы и не можем поступать. Такова уж сущность любви. «Любовь Христа объемлет нас».
В статье, появившейся в газете «Христианство сегодня» от 21 июня 1974 года, бывший советский заключенный, а ныне пресвитер церкви Козлов пишет о жизни христиан в Советском Союзе. Там есть одно место, где он описывает тюремную жизнь, которое может послужить нам хорошим примером:
«Среди всеобщего отчаяния, когда заключенные вроде меня проклинали все на свете: себя, лагерь, начальство; когда мы вскрывали себе вены, вспарывали животы, вешались, христиане, часто приговоренные к двадцати-двадцати пяти годам, не предавались отчаянию. Мы видели в их лицах отражение Христа. Их чистая, честная жизнь, глубокая вера и преданность Богу, их мягкость и удивительное мужество служили ярким примером истинной жизни для тысяч людей».
Таково подлинное христианство, где бы и когда бы оно ни проявлялось.