В предыдущем абзаце я привел фразу: «капитуляция перед Богом».
Многие находят это выражение полезным. Оно поднимает вопрос о святости, относительно которой среди христиан много разногласий. Некоторые смотрят на святость, как на исключительно Божью работу, в которую человек ничего не вкладывает. По их мнению, дело христианина – просто передать Богу контроль над собой. И он произведет работу через меня. Мои же усилия добиться святости бесполезны. Во мне, в моей плоти, нет ничего доброго, у меня нет ничего, что я мог бы внести в это дело. Поэтому я только вверяю себя Ему, покоюсь в Его благодати. Я не стараюсь контролировать свой гнев, но позволяю Христу управлять моим чувством гнева. Я говорю вместе с Павлом: «Не я, но Христос». Подобно морскому капитану, я был прежде у руля своей жизни, и теперь Кто-то другой занял мое место. Даже вера с этой точки зрения рассматривается как пассивность воли, успокоившейся и безмятежной, а не нападающей и захватывающей.

Я назвал бы эту точку зрения на святость пассивной, в противоположность активной точке зрения, согласно которой христианин призван: «бороться, сражаться и молиться».

Сторонники «активной школы» подчеркивают, то что они называют «средствами благодати». Отдача себя Богу – это, неплохо, но она не должна исключать размышления, молитвы, обдумывания Священного Писания, общения с( другими верующими, усердного стремления продолжать «делать добрые дела», сознательного воздержания от греха и активного исполнения христианских обязанностей.

Поговорив с представителями обеих школ, вы услышите об убедительных и искренних примерах благословений, которые ваши собеседники обрели в результате применения обоих вроде бы противоположных принципов. Все школы сходятся на том, что ключевой вопрос – это вера. Все школы соглашаются, что человеческие усилия сами по себе бесполезны и сила для святой жизни приходит от Бога. Все школы соглашаются и в том, что основой освящения является Божье вмешательство, проявившееся в воплощении, смерти, воскресении и вознесении Его Сына Иисуса Христа, и что помощь верующему приходит от Святого Духа, Который осуществляет союз верующего с Христом. Но, соглашаясь по общим пунктам, разные школы так употребляют фразы и слова, что они становятся противоречивыми.

Не следует удивляться, что в толковании Писания существуют неясности и трудности. Похоже, что Новый Завет выражает обе точки зрения. «…Со страхом и трепетом совершайте свое спасение», – пишет Павел филиппийцам, явно поддерживая активную точку зрения на христианскую жизнь. Однако тут же продолжает: «Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Филиппийцам 2:12-13). Если бы мы располагали только второй частью предложения, то могли бы заключить, что христианин должен пассивно лежать в руках Бога, Который активно занимается им. При этом Бог не только заставляет человека делать то, что Он хочет, Он как бы даже принимает решения внутри человека, вызывая у последнего нужные Ему желания.

Павел, очевидно, не видел конфликта между первой и второй частью предложения. Его позиция состоит в том, что мы должны действовать, потому что Бог действует в нас. Как я уже говорил, Новый Завет постоянно представляет обе точки зрения, не видя в этом никакого противоречия.

Тут мы имеем дело с одной из великих тайн Священного Писания, тайной взаимодействия между вашей волей и волей Бога. Чудесная работа по освобождению вас от греха, создавая из вас что-то совершенно прекрасно – это и Бог. Но где кончается Божья часть дела и где начинается ваша? Известный молитвенный гимн описывает чувства поэта, переживающего процесс освящения. В первой строфе он говорит о времени, когда: «Все было для себя и ничего – для Тебя (Боже)». В дальнейшем, пройдя через этапы «Немного для себя и немного для Тебя» и «Меньше для себя, а больше для Тебя», он доходит до стадии, где «Ничего для себя, а все для Тебя».

Я не спорю с гимном. Если под словами «для себя» поэт подразумевает свое мятежное своеволие, свою тщетную попытку делать своими силами то, что может сделать только Бог, или свою решительность сохранить в неприкосновенности часть жизни, в которой Бог не был бы Царем, тогда этот гимн вполне имеет право на существов,ание. Но мне кажется все-таки, что моя работа и работа Божья должны проводиться не в соперничестве, а в гармонии. Я действую потому, что Он действует. Я борюсь тогда, когда Его Дух во мне борется. Я борюсь с врагом моей души тогда, когда Бог могущественно действует во мне и через меня. Это – Божья борьба, но, вместе с тем, это и моя борьба. Она истинно моя, чем в большей степени Он принимает в ней участие.

В учении о пассивном освящении ключевыми словами являются слова «предаться», или «отдаться». Но только в одном месте в Новом Завете мы поощряемся «предаться» Богу. В (Римлянам 6:13-19 выражение «предаться» встречается несколько раз. Но ученые-лингвисты говорили мне, что и здесь смысл этого слова в конечном счете сводится не к тому, чтобы пассивно покоиться в Божьих руках, но представить себя для служения Богу.

Есть ли что-либо пассивное в повелении Павла, о котором говориться в конце Послания к Римлянам?

«Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве»
(Римлянам 12:9-13).

Конечно, никто из нас не мог бы следовать всем этим повелениям не будь силы Духа Святого. Но предаться Духу значит повиноваться наставлениям Духа верою и в силе Духа.

Как мы приобретаем свойства святого характера? Ожиданием? Или работой? Обратите внимание на любопытный парадокс в начале второго Послания Петра. Сначала он говорит, что Богом «…дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы чрез них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2 Петра 1:4). Это все от Бога. И Бог дал нам все Свое.

Так что же делать? Отдыхать ли нам, положившись на обетования и отдавшись Божественной природе, находящейся внутри нас? На самом деле Петр хочет сказать следующее:

«То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь»
(2 Петра 1:5-7).

Иными словами, прилагайте всю силу, имеющуюся в вашем распоряжении, чтобы употребить Божьи дары для доброй цели!

Пусть здесь не останется никакой недосказанности: без Божьего Духа, живущего внутри нас, наши усилия тщетны. Ничто доброе не может произрасти из наших развращенных и грешных сердец. Но мы искуплены, освящены. И отделены для Божьих забот. Поэтому согласимся в этом вопросе с Богом. Если «предание», самоотдача Богу означает поклонение Ему как Царю, то давайте день за днем, час за часом предавать Ему каждую часть нашего существа. Не оставим ни одной частицы своей жизни для служения эгоистичным интересам и стремлениям. Свершив все это, примем всеоружие Божие и чудесной силой объявим войну всему тому злу, которое находится внутри и вне нас.

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: