Изложить в нескольких фразах мое ограниченное понимание доктрины Святого Духа и объяснить, чем другие взгляды отличаются от моих, довольно трудно. Но я хочу упомянуть о двух простых фактах, которые могут нам помочь понять истину. Пуритане прошлых веков четко различали то, что они называли дары, действия и милости Духа Святого. По их мнению, дары и действия Духа Святого связаны с Божьей работой на земле. Благодаря специальным действиям через определенных людей, и давая им духовные дары, Бог осуществляет в мире Свою верховную волю. Пуританские писатели, такие как Оуэн, отмечали, что такие действия и дары не были предназначены только для Божьих слуг времени Ветхого Завета или для возрожденных свыше верующих эпохи Нового Завета. Вседержавный Бог одаривает Своим Духом любого, кого Он захочет.
Эта идея шокирует верующих двадцатого века, которые считают, что оказаться «Божьим инструментом» можно лишь в награду за добродетель и преданность. Библия, как будто, поддерживает точку зрения пуритан. Вспомните, что ученики жаловались Иисусу на то, что другие люди – не ученики Его – творили чудеса именем Христа. Иисус известил своих последователей не противиться и не препятствовать этой деятельности. Он объяснил, что творцы чудес не состязаются с Ним, a находятся на Его стороне. Тем не менее, Он предупредил:
«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие»
(Матфей 7:21-23).
Текст этот ясно свидетельствует о том, что можно пророчествовать, изгонять бесов, творить чудеса, и делать все это Духом Святым, но не творить при этом волю Божью от сердца. Не способность творить чудеса, но послушание словам Господа, вот признак истинного слуги Божьего. Именно это имел в виду Иисус, когда сказал: «По плодам их узнаете их» (Матфей 7:20).
Но возвратимся к точке зрения Джона Оуэна и других пуритан. «Действия» и «дары» Духа Святого даются, по их мнению, любому человеку по решению Божьему, независимо от того, возрожден ли человек или нет (1 Коринфянам 12:11). «Милости», напротив, видимы только в тех, в ком обитает Дух Святой.
И мы можем заметить, что Дух Святой сопутствует многим людям в их действиях и в то же время Он не поселяется в них для благосклонного постоянного жительства; или: многие оказываются соучастниками в Его духовных дарах, кто никогда не был соучастником Его спасительных милостей.
Если то, что говорит Оуэн – соответствует Священному Писанию (а я верю, что это так), то такая точка зрения может объяснить многие загадочные происходящие в наше время явления. Она проясняет и то, чему учит Павел в (1 Коринфянам 12:31 – 13:3, что плод Духа имеет большее значение, чем Его дары и действия. Последние могут быть важными, и мы должны к ним стремиться, но только плод является истинным знаком Его личного пребывания в теле верующего.
Второй факт, который следует упомянуть, связан с тем, что для силы в служении, и для святости, человеку надлежит быть исполненным Духом Святым. Богословы, изучающие Новый Завет, указывают, что повеление исполняться Святым Духом является именно повелением, то есть, тем, чему мы должны повиноваться. Они говорят также, что слова: «исполняйтесь Духом» на самом деле означают: «продолжайте быть постоянно наполненными Святым Духом». Таким образом, учение Нового Завета (в отличие от Христовых наставлений, данных ученикам перед днем Пятидесятницы) говорит не о пассивном ожидании чего-то, что Бог сделает для нас, но об исполнении прежнего Его повеления. Вы должны сотрудничать с Тем, Кто хочет обогатить ваше существо.
Но как вы можете это сделать, как исполнить повеление «продолжать наполняться»? И какое отношение это повеление имеет к святости?
Отвечу сначала на второй вопрос. Дух Святой имеет много функций в среде Божьего народа, одна из которых состоит в формировании вашей жизни, в согласовании ее с Божьей волей, т.е. в непрерывном вашем освящении. Работа освящения продвигается вперед в той степени, в которой ваша жизнь руководима Им. Это обстоятельство возвращает нас к первому вопросу: Как можете «продолжать быть наполненными постоянно»?
Насколько было бы проще, если бы один Божественный ливень раз и навсегда наполнил нашу жизнь славой Божьей! Такой духовный экстаз – вещь вполне реальная. Может быть, вы его уже пережили. Если нет, я надеюсь, что вы испытаете его, и не раз. Но это не тот процесс, с помощью которого вы навсегда теряете контроль над вашей судьбой. Бог никогда не лишает верующего права принять любые решения с помощью крещения Святым Духом или каким-либо другим переживанием. Вы можете от всего сердца сказать: «Возьми, о Боже, с помощью Духа Святого контроль над моей жизнью навсегда. Пусть впредь будет не моя воля, но Твоя. Я отдаю мой контроль с этого момента навсегда».
Если вы так скажете, Его сердце, несомненно, согреется. Но если Он и исполнит вашу просьбу, то не в той форме, в которой вы надеетесь. Ответив на вашу просьбу, Он сделал бы вас чем-то похожим на духовный автомат. Между тем Он хочет видеть в вас человека, который бы продолжал угождать Ему по личной инициативе, по своему выбору. Как я уже говорил выше, Бог принимает предложения, которые мы Ему делаем. Дух Святой относится крайне серьезно к передаче вашей жизни и вашего тела в Его волю. Но вы должны отдавать себя Ему ежедневно, ежечасно.
Теперь становится ясным, почему вы должны постоянно исполняться Святым Духом. Это означает, что ежедневно, ежечасно вы повторяете мысленно то, что Христос сказал в Гефсиманском саду: «Не Моя воля, но Твоя да будет». Был ли кто-либо, когда-либо более полон Святым Духом, чем Иисус? Разумеется, нет. Но вместе с тем никому и никогда не приходилось более мучительно бороться, чем Ему, когда Он готовился к последнему шагу нашего искупления. Дух вел Его ко Кресту. Отец послал Его умереть в жертву за грех. Согласно распространенному представлению о том, что означает быть исполненным Духом Святым, эпизод в Гефсимании как будто невозможен. Исполненный как никто другой Духом Святым, Он мог бы без малейшего усилия отбросить окружающий его в тот момент мрачный ужас, освободиться от всего того отвратительного, что Ему предстояло. Он мог бы идти на крест с ясной победной улыбкой.
Но такое представление о полноте Святого Духа не согласуется с Писанием. Зато оно полностью соответствует современной философии, обучавшей не Божественной реальности а тому, как «жить успешной жизнью». Следуя за Иисусом, нам также придется испытать наши маленькие Гефсимании. Когда нас пронзит боль, мы будем вновь наполнены Духом Святым, если сумеем из глубины своей измученной души прокричать: «не моя воля, но Твоя да будет». Сказать такое – значит заставить болезнь отступить. После этого можно надеяться, что во тьме начнет пробиваться свет, и дрожащая надежда пробудится в нас.
Не надо думать, что жизнь ваша окажется рядом Гефсиманий. Но она представит нам серию выборов. И при каждом таком выборе мы будем иметь возможность либо подтвердить нашу покорность Святому Духу, либо отречься от наших обязательств по отношению к Нему. Вот почему мы можем оставаться исполненными Духом только в том случае, если постоянно подтверждаем верность нашему первоначальному обязательству.
Наши действия и решения в обыденном понимании являются следствием нашего разума. Решения эти поднимаются как волны на море наших мыслей, мечтаний и размышлений. Эта сфера жизни также может наполняться Духом Святым.
Вот типичный пример. Я сижу за письменным столом, и взгляд мой падает на обложку журнала, изображающую картину землетрясения. Мне надоело заниматься тем, что я делал прежде и вид обложки отвлекает мое внимание. Мысли обращаются к другим землетрясениям, которые я пережил. Я начинаю фантазировать о них и о моем участии в них. Проходит пять минут, и следуя каким-то своим таинственным законам, мой ум перенес меня от землетрясения к другим доставляющим удовольствие фантазиям. Через какое-то время я осознал, что предаюсь пустым мечтам. Вслед за тем пришло и другое воспоминание: вот уже добрый час я не ощущал Бога.
В такой момент у меня есть два выбора. Один, более привычный и приятный: вздохнуть: «Ах, научусь ли я когда-нибудь быть серьезным? Боюсь, что нет … так стоит ли тратить на это усилия?» Но есть и другое решение, о котором я уже говорил; надо сказать: «Благодарю, что Ты опять коснулся меня. Если бы не Ты, я занимался бы пустым делом, все время. Благодарю Тебя, что Дух Святой до сих пор во мне. Я распахиваю себя настежь навстречу Ему, и готов делать все для Него и таким образом, каким Он хочет, чтобы я это делал». Таков ваш шаг в Духе. Продолжать делать такие шаги в Духе значит продолжать быть исполненным Духом. А быть исполненным Духом – значит постоянно возрастать в святости.