«Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я»
(Лука 22:70).
Пожалуй, будет справедливым сказать, что во всей истории христианства люди никому не были столь обязаны, как Неуживчивому, любящему поспорить молодому александрийскому проповеднику по имени Афанасий. Вам, вероятно, приходилось встречаться с таким типом людей. Честно говоря, если бы, Афанасий жил в наши дни или если бы мы жили в первой половине четвертого столетия нашей эры, вполне возможно, что мы не обратили бы на него никакого внимания. Именно так поступили и его соотечественники.
Афанасий родился в Александрии, в Египте, приблизительно в 297 году н. э. Когда ему было пять лет, римский император Диоклетиан провозгласил себя богом и потребовал всеобщего поклонения. Когда Афанасию исполнилось восемнадцать, императором стал Константин, и в судьбе христианской церкви произошли стремительные перемены.
Если Иисус Христос – Бог, тогда мы должны быть верными Ему и поклоняться Ему.
Историкам немного известно о матери Афанасия, но я предполагаю, что она помогла своему сыну понять то, что важно и для нынешних детей: ты не должен идти за толпой. И вполне нормально держаться в стороне от всех, когда ты уверен в своей правоте. Но, следуя этим принципам, он не стал знаменитым.
Следуя своей цели, Афанасий не имел друзей и влияния среди людей. Все согласны с тем, что он был несговорчивым и упрямым. «Почему он не может просто любить окружающих и жить своей жизнью, никого не обижая?» – спрашивали тогда друг у друга люди. Наверное, ему говорили и так: «Зачем приходить в ярость, когда кто-то не соглашается с тобой?» На протяжении сорока пяти лет, побывав пять раз в ссылках, он уже давно мог согласиться с выражением «для того, чтобы выжить, нужно идти со всеми в ногу». Однако это могло произойти с кем угодно, только не с Афанасием. Он твердо придерживался своих убеждений даже тогда, когда все его друзья и сторонники оставили его одного.
Для того, чтобы оценить этого человека, которому мы так обязаны сегодня, необходимо разобраться с некоторыми вопросами. Афанасий утверждал, что Библия учит тому, что Иисус Христос был истинным Богом. Другими словами, Он не стал Богом, когда Он был «рожден», но был Богом всегда. Он верил в то, что Иисус Христос отложил в сторону использование Своей власти как Бога или, как говорят богословы, Своих Божественных качеств и стал человеком. Но Он не был обычным человеком, утверждал Афанасий. В Нем уникально слились в единое целое человеческая и божественная природы.
Тем не менее, нашлись те, кто с ним не был согласен. Руководимые Арием, заклятым врагом Афанасия, они утверждали, что Иисус стал Богом, будучи лишь высшим творением из всех остальных созданий Бога. На протяжении последних ста пятидесяти лет несколько религиозных групп приняло учение Ария, которое представляло Христа только в виде добродетельного человека, выросшего до такого духовного уровня, какого и мы можем достичь в настоящее время.
Анализируя сложившуюся ситуацию тех дней, историк христианской церкви Брюс Шелли говорит, что если бы Афанасий пошел за толпой, «то христианство выродилось бы в форму язычества. Христианская вера имела бы двух богов и Иисуса, который не был ни Богом, ни человеком. Это означало бы, что сам Бог недостижим и полностью отдален от человека. В результате всего этого христианство стало бы подобным массе всевозможных языческих верований».
Единственным учением, отличающим христианство от иудаизма, а с недавних пор и от некоторых культовых групп, является истина о том, что Бог представлен в трех Личностях: Отце, Сыне и Святом Духе. Ее отстаивал еще задиристый Афанасий, утверждая, что есть только один Бог, а не три.
Если бы Арий одержал победу, то христианство было бы другой религией, а Иисус Христос оказался бы великим учителем и не более. Однако если Иисус Христос был Богом, как утверждал Афанасий, тогда мы должны быть верными Ему и поклоняться Ему. Самостоятельно выступив против всех, он, в конце концов, отстоял истину о Боге, и поэтому мы должны быть благодарны Афанасию.
Полезное чтение:
«Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом, и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.
Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику. Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться. Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов. Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем.
Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему, за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз. Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою.
Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может. Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.
Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины. А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру.
Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа». А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении.
Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело. Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца. От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю»
(2 Тимофею 2:1-26).
Наблюдение и применение:
1. Подлинным критерием личности является способность человека твердо придерживаться своих убеждений вне зависимости от того, каким одиноким он может оказаться в результате этого. В случае с Афанасием один человек противосстал целому религиозному миру, однако он был прав, и Господь восстановил его репутацию.
2. Вы видите Божью руку, которая укрепила Афанасия, дав ему смелость поступить правильно?
3. Как вы поступаете, когда испытываете на себе давление, заставляющее вас «идти за толпой»? Способны ли вы высказать несогласие?