«Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно»
(Исаия 40:8).

«Для этого не нужно быть героем» – так называется автобиография генерала X. Нормана Шварцкопфа, в которой рассказано о его участии в морском конфликте 1991 года. Я не уверен, что богемский реформатор Ян Гус, умерший в 1415 году, очень похож на Шварцкопфа, но думаю, что он согласился бы с его убеждениями. Сомневаюсь, что он считал себя героем, скорее всего, – обычным человеком, имевшим смелость остаться верным своим убеждениям. Кто же такой Ян Гус?

Посетите часовню «Вифлеем» в Праге, и вы увидите полные автобусы детей, приехавших посмотреть на то, что осталось от дома Гуса, и на церковь, в которой он провозглашал свою весть, далеко не всеми воспринимавшуюся охотно. Сегодня Гус является национальным героем Чехии, защитником простых людей, но в свое время он был широко известным своей склонностью к полемике священником римокатолической церкви.

Пусть Господь даст нам больше мужчин и женщин, которые бы имели смелость защищать то, что они считают правильным.

Ян Гус родился в крестьянской семье в Богемии. После окончания Пражского университета он получил степени бакалавра и магистра богословия и вскоре стал преподавать. В 1402 году он был посвящен в духовный сан, а чуть позже назначен ректором университета.

Будучи прогрессивным мыслителем, Гус чувствовал, что церковь нуждается в реформации. Когда английский богослов Джон Уиклиф перевел Библию на английский язык для того, чтобы сделать Писание понятным для простых людей, Ян Гус решил, что то же самое можно сделать и для людей, которым он служил в Праге. Гус перевел некоторые труды Уиклифа и, конечно же, использовал некоторые его идеи в своих пылких проповедях, зажигавших сердца слушателей.

Недавно я был в Праге и стоял у стола, за которым Гус писал свои проповеди. Меня не переставало интересовать, как бы он отреагировал на те проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Биографы называли его «преданным членом римокатолической церкви», однако Гус был сильно обеспокоен тем положением, которое сложилось после того, как при избрании Папы римского в 1378 году два епископа, а в 1409 году еще один заявили о своих правах на папский престол. Все трое, подобно политикам, в процессе этого состязания оскорбляли и порочили друг друга. Гус выступил с открытым протестом против подобных действий.

В вопросах веры и ее применении в практической жизни Гус неуклонно придерживался Библии как Слова Божия и, только основываясь на этом, истолковывал истины своим слушателям. Никто из людей, занимавших такое же, как у него положение, не смог сказать и сделать столько, сколько сделал он. Однако вскоре у него появилось много врагов. Ему угрожали, его осуждали, говорили о нем, как о еретике, понося его учение, но народ Чехии вновь и вновь собирался вокруг своего любимца.

Это было время Богемского раскола, когда государство было на грани развала. Заручившись обещанием безопасности со стороны короля Венцеслава Богемского, императора Сигизмунда, и даже самого папы Римского Иоанна XXIII, Гус отправился на Собор в Констанце, чтобы изложить принципы своего учения и защитить себя от обвинений, выдвинутых против него. Обещания были забыты, и Собор приговорил его к высшей мере наказания. Вскоре после этого, в 1415 году его живым сожгли на костре.

Несколько лет назад я был в Швейцарии и посетил собор, возле которого был сожжен Гус. Гид провел нас по всему грандиозному готическому сооружению, но не сказал ни слова о Яне Гусе. В конце нашей экскурсии я спросил: «Не могли бы Вы показать мне, где был сожжен Ян Гус?» Гид неохотно провел меня к этому месту. И я некоторое время постоял там, исполненный чувством признательности таким людям, как Гус, людям, которые готовы были заплатить самую высокую цену за свои убеждения.

Пусть Господь даст нам больше людей, способных смело защищать то, что они считают правильным. Возможно, как сказал Шварцкопф, для этого не нужно быть героем, достаточно быть просто смелым человеком. Теперь душа Яна Гуса дома, с его Богом.

Полезное чтение:

«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.

И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.

И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой.

Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая.

И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному.

Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца.

Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его. Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны. И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела. Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу.

Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. А двенадцать ворот — двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло.

Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец.

Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов. И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни»
(Откровение 21:1-27).

Наблюдение и применение:

1. Убеждения всегда имеют свою собственную цену, однако когда эти убеждения основаны на Слове Божьем, они становятся более значимыми, чем просто жизнь компромиссов и умиротворения.

2. Что вас больше всего впечатлило в биографии Яна Гуса?

3. Если бы он был жив сегодня, о чем вы бы хотели спросить его? Каким был бы, по-вашему, его ответ?

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: