«В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого.
В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? — что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет. А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его.
Иисус же, возгласив громко, испустил дух. И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу. Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий.
Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим»
(Марк 15:33-41).
Во время земного служения Иисуса его учеников можно разделить на два типа. Среди них были те, кто с места на место шли за Иисусом с проповедями и служением исцеления. Они сопровождали Иисуса в Иерусалим во время его последнего, трагического посещения столицы. Эти ученики следовали за Иисусом в буквальном смысле слова. Были же и такие, кто продолжал вести обычную жизнь, семья из Вифании, например – Мария, Марфа и Лазарь. Они не ходили с Иисусом, но принимали его в своем доме, когда он заходил в их края.
К первой категории прежде всего относятся двенадцать учеников, избранных Иисусом по символическому числу колен Израилевых. Все они, разумеется, были мужчинами. Но среди учеников было и немало женщин, которые также сопровождали Иисуса в его странствованиях по Палестине и теперь пришли с ним в Иерусалим. Нам известны имена семи из них. По сравнению с двенадцатью апостолами, они упоминаются крайне редко, но все же их стоит назвать здесь: Мария, мать Иисуса; его тетя, еще одна Мария, жена брата Иосифа Клеопы; Иоанна, богатая аристократка, жена управителя царя Ирода; Сусанна; Саломия; Мария, мать Иакова и Иосии и Мария Магдалина. О некоторых из них, как и о многих учениках-мужчинах, нам почти ничего не известно. Но мы знаем, что, в отличие от апостолов, все эти женщины находились рядом с Иисусом в момент распятия. И теперь мы стоим у креста рядом с ними.
После матери Иисуса, больше всего нам известно о женщине по имени Мария Магдалина, хотя в общем мы знаем о ней не так много, как может показаться. Распространенное мнение о том, что она была блудницей, нельзя считать доказанным фактом. В Евангелиях ничего подобного не сказано. И все же мы знаем о Марии достаточно, чтобы взглянуть на распятого Иисуса ее глазами.
Как и большинство учеников, сопровождавших Иисуса в его странствиях, Мария была родом из Галилеи. Она родилась в маленькой деревушке Мигдаль, или Магдала. В Евангелии сказано, что она была одержима бесами (это не одно и то же, что особая степень греховности). Души одержимых были под властью злых духов, которые вызывали в них всякого рода психологические расстройства, обрекая несчастных на ужасные мучения. Люди, одержимые бесами, сами по себе не были воплощением зла, но страдали от его прямого воздействия. Потому Иисус даровал таким людям не прощение, а избавление. По евангельскому свидетельству, Мария из Магдалы была одержима семью бесами, которых и изгнал Иисус. Число семь означает, что зло полностью овладело ею и безраздельно властвовало над ее жизнью. Тем, кто знал ее в нормальном состоянии казалось, будто от самой Марии ничего не осталось. В ней поселился кто-то другой. Голос изменился до неузнаваемости, а безумные глаза порой горели чужим недобрым огнем. Иногда это существо становилось опасным, и его приходилось усмирять. Иногда его власть над Марией была столь сильна, что она могла причинить себе страшный вред, если ее вовремя не удержать.
Иисус исцелил ее, вернул к жизни, и Мария из Магдалы стала одной из его самых преданных учениц. Что это значило для нее? Когда бесы оставили ее, она наконец-то ощутила себя свободной. Пленница покинула свою темницу, где ее окружала непроглядная, безнадежная тьма. Иисус вывел ее на свет, и Марию неожиданно осияла новая заря. Повсюду ее окружала Божья благодать и милость. Мария последовала за Иисусом в надежде, что ее собственное пробуждение было лишь первым шагом, и скоро великий свет Божий озарит все творение. Куда бы ни отправились Иисус и его ученики, великие множества людей избавлялись от одержимости, получали исцеление и спасение от греха и смерти. Побежденная светом, тьма повсюду отступала. Двери дьявольской темницы распахнулись, и пленники устремились навстречу свободе. Могущество Иисуса, его сострадание ближним нанесли Сатане сокрушительный удар. Царство Божье приблизилось к людям.
Что же ощущала Мария у креста? Тьма возвратилась. Странный мрак окутал Голгофу в полдень. Но внешняя темнота лишь отражала внутреннюю беспросветность, овладевшую духом Марии. Вот чем закончилось все, чем она жила. Она потеряла человека, который был для нее всем, и вместе с ним умерла надежда. Победивший зло в ее душе пал сам, сраженный тем же злом. Освободивший ее от насилия сам пострадал от него. Рассвет так и не разгорелся; тьма, грозившая вновь поглотить все творение, вернулась.
Тьма, окружившая Марию Магдалину на Голгофе, означала уже не просто ее возвращение в прежнюю темницу одержимости. Эта тьма была еще хуже – она поглотила Иисуса, а вместе с ним и весь мир, единственная надежда которого умирала вместе с ним. Так взмывают ввысь и разбиваются самые смелые чаяния. Марии казалось, что свет навсегда погас и для нее, и для всего мира. Теперь ее повсюду окружала унылая Голгофская тьма. Свет мира угасал вместе с Иисусом, чья мучительная агония сопровождалась жестокими насмешками врагов: «Других спасал, а Себя не может спасти». Если же он не может спасти самого себя, не спасет он и других. Свет становился все бледнее, и мгла окутала мир.
Стоя у подножия креста рядом с Марией Магдалиной, не стоит думать только о ее безутешном отчаянии. Надо помнить о том, что Мария до конца осталась верной ученицей Иисуса. Она преодолела скорбь и тьму и не покинула своего учителя, хотя ничем не могла ему помочь. Она осталась, чтобы увидеть то, на что невыносимо было смотреть. Преданность Марии своему избавителю привела ее в это мрачное место и удерживала ее там в течение трех страшных часов. До самого конца она оставалась во тьме, забравшей всякую надежду и утешение, она оставалась с Иисусом, настолько велика была ее любовь к нему. Затем, пройдя через тьму распятия, через безутешность погребения, эта самая любовь и привела ее в Пасхальное утро к пустой гробнице, у которой она первой и повстречала воскресшего Иисуса.
Мария не ошиблась в своем уповании, что в один день Божий свет озарит все творение. В своем собственном избавлении она увидела тень грядущего освобождения всего мира. Но чтобы даровать земле свет и свободу, самому Иисусу пришлось вступить в темноту. И потому отчаяние Марии также нельзя считать заблуждением. Тьма, жестокость, господство зла — все это было реальным. В своих страданиях Иисус не имел утешения. Бог Отец предал его на смерть. «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» – вскричал он с креста. Голгофская тьма стала отражением скорби и отчаяния Иисуса, она покрыла и Марию Магдалину. Она должна была оставаться верной даже без света, без надежды и утешения. Вместе с Иисусом Мария пережила самые мрачные часы в истории человечества, а он, умирая в полном одиночестве, разделил их с ней.
Только так свет воскресения мог озарить все творение. Великая тайна спасения заключалась в том, что Иисус победил тьму не грозным повелением и не знамением божественного могущества. Нет, он победил ее, погрузившись в нее. Он опустился на глубины, где в полном одиночестве томились самые жалкие и беспомощные люди на свете. Он вошел в темницу, где семь бесов когда-то терзали Марию. Он лежал среди обгорелых тел младенцев, заживо сожженных в Освенциме. Он разделил немую боль, потрясение и безутешную скорбь их родителей. Он сидел рядом с осужденными на смерть, и их окружала беспросветная тьма – внешняя и внутренняя. Он прочувствовал мрак, сгустившийся над Боснией и Руандой. Мгла становилась все более ощутимой, и люди все чаще уступали перед ее натиском. Иисус погрузился в темные глубины, ибо только так он мог вывести их обитателей на свет нового творения. Он разделил судьбу одиноких и забытых, чтобы и они могли воскреснуть вместе с ним.
Но Мария Магдалина этого не знала. Она просто шагнула во тьму, сохранив верность Иисусу даже в его отчаянии и одиночестве.
Даже если мы сами редко погружаемся во тьму, наверняка нам известно немало людей, которым хорошо знакомо это состояние. Некоторые даже не знают никакого другого. Всю свою жизнь они проводят под сенью кромешного мрака. Но порой каждому из нас приходится пережить нечто подобное. Нами овладевают мрачные мысли и настроения, жизнь на какое-то время лишается надежды и смысла. Царящее в мире зло повергает нас в отчаяние, и вера в Бога кажется невозможной. В такие моменты мы начинаем понимать пустоту и одиночество, овладевшие Иисусом на Голгофе. Иногда нас постигает тяжелая утрата, наша жизнь превращается в череду унылых серых дней, и будущее не сулит надежды. Эти переживания могут быть у всех на виду: горе утраты, изоляция или одиночество, неприятие или боль. Но иногда они скрываются глубоко в душе: подавленность, отчаяние или самое страшное – неверие. Тьма нависает над нами, закрывая от нас будущее, ради которого стоит жить.
Между нашими переживаниями и темнотой, окружавшей Иисуса на Голгофе, есть неразрывная связь. Иисус Христос не оставляет нас одних в кромешной тьме. На кресте он разделил наше одиночество. Его присутствие и его любовь разгоняют мрак. Отчаяние сменяется утешением. Когда-то покинутый Богом, теперь он наполняет его присутствием наши отчаявшиеся души. Так к осужденному на смерть вдруг приходит кто-то, готовый в эти последние минуты согреть его своей любовью. Освещая нашу тьму Божьей любовью, Иисус поражает ее в самое сердце. Взирая на мрак, сгустившийся над миром, когда кажется, будто Бог оставил нас, на ненависть и безумие людей, отвергнувших Бога, мы, тем не менее, способны ощутить его присутствие, как чувствуем присутствие Бога в голгофской тьме.
Наш крестный путь проходит через множество темных мест, и близость Иисуса наполняет наше одиночество Божьей любовью. Но крестный путь можно пройти и по-иному, как это пришлось сделать Марии Магдалине, порой в своей собственной тьме или во мраке этого мира мы ощущаем темноту, когда-то окружавшую Иисуса.
Нам кажется, будто Бог оставил нас без надежды и утешения. Мы оказываемся рядом с Иисусом в его одиночестве. Подобно Марии, мы можем только остаться в этой темноте и ждать, не зная сами, чего ожидаем. Марию удерживали ее любовь и преданность. И вместе с ней мы теперь по-новому переживаем встречу с Богом. Но на первый взгляд это не так заметно, ведь нас, как и Марию, все еще окружает кромешная тьма, и мы держимся изо всех сил, ждем той минуты, когда и мы услышим за спиной голос воскресшего Христа, зовущего нас по имени.