Случается, что дети, воспитанные верующими родителями, вырастая, отвергают Бога. Чем объяснить этот факт? Виновны ли в этом родители?
В поисках ответа на этот вопрос мы должны постоянно помнить три важные библейские истины.

Во-первых, спасение, которое предлагает Господь Иисус Христос, – это Божий дар. Его нельзя ни купить, ни заслужить, ни унаследовать от своих родителей. Бог – единственный инициатор и гарант спасения: Он подготавливает сознание неверующего человека к принятию решения стать на путь спасения, Он предлагает ему спасение и Он помогает ему устоять в нем.

Во-вторых, каждый человек, будь то взрослый или ребенок, несет личную ответственность перед Богом. Он ответственен перед Богом за свои грехи и за участь, которая ждет его в вечности, и поэтому невозможно заставить или принудить человека принять тот или иной подарок. Бог никогда никого не заставляет принять предлагаемое Им спасение. Каждому из нас предоставлено право выбора: принять спасение или отказаться от него, поддерживать правильные отношения с Богом или прервать их.

В-третьих, несмотря на то, что каждый человек сам отвечает за свое решение последовать за Богом или отвергнуть Его, существуют еще определенные факторы, способствующие или препятствующие принятию каждого конкретного решения. Например, церковь, в которой очевидна любовь и жизнь Божия, может оказать положительное влияние на духовную жизнь ребенка; тогда как церковь, для которой характерны лицемерие и ханжеская приверженность традициям, скорее оттолкнет ребенка, нежели привлечет его к Богу.

Этот же принцип касается и семьи. Родители могут либо способствовать обращению детей к Иисусу Христу, либо помешать этому. Однако основной причиной отвращения людей от Бога является неверие, а это касается и детей. Неверие ребенка может быть вызвано как отсутствием последовательного, повседневного примера родителей, так и отрицательным влиянием школы и сверстников. Поводом к неверию могут стать также самые различные обстоятельства.

Библия учит, что создание в семье атмосферы, которая бы ограждала детей от плохого влияния и поощряла бы их к принятию Иисуса Христа как своего Спасителя, – это прямая обязанность родителей. Но, в конечном счете, ответственность за решение принять дар спасения лежит на самих детях, так что в день суда Божьего им не будет никакого прощения за собственное неверие. Для Бога не имеют веса извинения такого рода: «Я не поверил, потому что мои родители были плохим примером…» или: «Я не поверил, потому что у меня были плохие друзья…» Каждый человек несет личную ответственность перед Богом за принятые им решения.

В 15 главе Евангелия от Луки есть три притчи, сказанные Иисусом Христом: это притча о пропавшей овце, притча о пропавшей драхме и притча о пропавшем, или, как его принято называть, блудном сыне.

Хотя Иисус рассказал эти притчи для того, чтобы обратить наше внимание на необходимость заботы о погибающих и пропавших, однако в притче о блудном сыне мы находим важные принципы, касающиеся данной темы и ее значения для христианской семьи. Эти принципы относятся как к родителям, так и к детям.

Первый принцип заключается в том, что даже в христианской семье по тем или иным причинам ребенок может сбиться с правильного пути. Например, блудный сын был недоволен жизнью в доме отца. И хотя у нас нет никаких оснований предполагать, что в его воспитании были допущены какие-либо промахи, все же в доме отца молодой человек испытал какую-то неудовлетворенность. У него появилось желание обрести самостоятельность, ему захотелось освободиться из-под опеки отца, несмотря на то, что тот не подавал для этого никакого повода. Подверженный искушению свободой, блудный сын не сумел противостать ей и поддался соблазну уйти из дому. И это очень типично для современной молодежи.

Освоившись с христианским наследием, так легко пресытиться и начать недооценивать все то, что дает Бог. И нередко случается, что огражденная от пороков, выросшая в христианских семьях молодежь начинает бунтовать. Молодые люди оставляют родительский дом и устремляются в бега. Они ищут свободы и счастья, совершенно не осознавая, что чем дальше они уходят от Бога, тем больше отдаляются от того, что по-настоящему важно в жизни. Они бунтуют, несмотря на то, что были воспитаны в атмосфере христианской любви, заботы и дисциплины.

Однако, подобно блудному сыну, испробовав все, что может дать мир, они вскоре обнаруживают пустоту и ощущают насилие вместо свободы; начинают осознавать тщетность своего бунта против Бога и против родителей. Слава Богу, что не все падают так низко, как пал блудный сын, прежде чем он возвратился в отцовский дом. И все же, встречаясь с тем, что дети из христианских семей решаются на открытый бунт и выражают свой протест, нам всем следует быть готовыми к подобным явлениям.

Притча о блудном сыне является замечательным уроком и для всех родителей. Обратимся к Евангелию от Луки 15:20-24. Здесь содержится напоминание о том, что родители должны радоваться истинному покаянию своих детей и не должны медлить с прощением. Какой замечательный пример родительской любви показан нам в притче о блудном сыне! Мы видим, что отец не вынашивал и не таил обиды на сына; он не произнес никаких осуждающих фраз, вроде: «Я же говорил, я же предупреждал!» Ничто так быстро не исцеляет раны и не восстанавливает гармонию, как искреннее, чистосердечное прощение.

И сын, возвратившийся в отчий дом, хорошо усвоил этот урок. Не было нужды в проповеди со стороны отца, не было необходимости предупреждать: «Смотри, чтобы этого больше не повторилось!» Отцу не нужно было унижать сына напоминанием о содеянном. Проявление истинной отцовской любви покрыло множество грехов. И в этом заключается второй принцип, который мы можем извлечь из этой притчи, – это умение прощать!

Третий принцип заключается в том, что дети, которые по всем внешним признакам послушны каждому слову родителей, не обязательно духовнее тех детей, которые пошли на открытый бунт. Мы видим это на примере старшего сына, который остался дома при отце. Когда блудный сын возвратился домой, то послушный старший сын очень огорчился. Он так обиделся на отца, что даже выразил ему свое негодование.

Возможно, что желание добиться благосклонности отца и было единственным мотивом его послушания. Возможно также, что он никогда так и не решился убежать из дома, хотя это и было его тайной мечтой, потому что трусил. Он просто пошел по пути наименьшего сопротивления и избрал то, что было проще. Но какими бы ни были его мотивы, возвращение брата обнажило его истинный характер. Скрытые мысли его сердца обнаружились; и нельзя сказать, что они были безукоризненно благородными и чистыми.

Дорогие друзья, родители, молодежь! Все мы находимся в состоянии духовной борьбы. Эта борьба идет на всех фронтах: в школе, на работе, в общении с окружающими. Дьявол всячески пытается проникнуть в наши семьи. И если ему удается разделить семью, разрушить ее изнутри – тогда его цель достигнута. Не велика надежда на духовное пробуждение, если в христианских семьях нет истинного христианства. А поэтому не позволяйте врагу обрести точку опоры в вашей семье. Когда в семье возникают трудности, обратитесь к Слову Божьему и в молитве просите Божьей мудрости. Противосcтаньте атакам врага, опираясь на Божьи принципы и полагаясь на Божью силу.

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: