Прежде чем перейти к рассмотрению оснований для развода, мы должны определить разницу между теми, кто руководствуется внешней стороной закона Бога и теми, кто понимает его суть. Первые используют его в качестве проверочного листа. «Ага, вот оно. Мне нужно развестись с ним». Вторые, понимающие природу завета в браке, видят, почему Бог установил определенные требования. Они готовы к возможному примирению.
Существуют три основные категории, которые в нашем случае пересекаются.
Во-первых, в Евангелии от Матфея Иисус говорит: «Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует».
Выражение, переведенное здесь как «прелюбодеяние», — porneias. Оно означает сексуальную нечистоту или блуд. Оно не адекватно понятию «неверность», использованному в данном отрывке, хотя неверность, безусловно, относится к porneias. Поведение, определенное этим словом, подразумевает и блуд до вступления в брак, о котором противоположной половине было неизвестно. «Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее» (Матфей 1:19). И хотя Иосиф заблуждался по поводу происходящего и его брак с Марией еще не состоялся, этот отрывок поучителен. Если мужчина полагает, что женится на девственнице, а три месяца спустя после свадьбы выясняется, что она уже шесть месяцев беременна от другого человека, факт совершения porneias неоспорим.
Под словом рorneias имеется в виду блуд до и после вступления в брак. В греческом языке Ветхого Завета этот термин тесно связан с идолопоклонством, поскольку поклонение идолам нередко использовало ритуальное совокупление.
Поскольку брак — это завет, освящающий сексуальные отношения супругов, прелюбодеяние наносит ему страшный удар. В таком случае потерпевшая сторона может развестись не согрешив. Тем не менее необходимо поощрять любую возможность благочестивого примирения.
Второе основание для развода приводится в 1 Коринфянам 7:12-16. Апостол Павел говорит:
«Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?»
Тема этого отрывка — измена завету. Если нехристианин пожелает оставаться в браке, понимая суть завета, он освящается. Это подразумевает, что он получает внешнее благословение в результате внешнего подчинения Божьим установлениям. Это не значит, что он спасется без веры во Христа. Но если он решит покинуть супругу, христианка более не связана узами брака. Более того, христианке запрещено противостоять разводу. Она свободна вторично выйти замуж, остаться одна или примириться с бывшим мужем (если, конечно, он сам не успел жениться вновь [Второзаконие 24:1-4]). Не связана — значит не связана.
Третья категория включает в себя нарушение библейских заповедей, карающихся смертью. Например, в обществе справедливости серийного убийцу приговорят к смерти. В нашем обществе такое происходит не всегда. Что же делать жене убийцы?
Если гражданский закон выполнил бы Божье повеление (то есть наказал бы виновного мечем [Римлянам 13:4]), то брак был бы расторгнут посредством казни. В противном случае решение останется за другой властью (семьей и церковью).
Тот факт, что казнь не имеет места в нашем обществе, не должен останавливать власть, не имеющую меча. Церкви следует отлучать беззаконников, а супругам разводится с ними. Оба действия не исключают виновного из завета, они признают на законном основании, что человек исключил себя сам.
Это не просто теория. Библия приводит пример семьи и церкви, действующих таким образом. Ездра 9:1 говорит: «По окончании сего, подошли ко мне начальствующие и сказали: народ Израилев и священники и левиты не отделились от народов иноплеменных с мерзостями их, от Хананеев, Хеттеев, Ферезеев, Иевусеев, Аммонитян, Моавитян, Египтян и Аморреев…»
Ездра пребывает в смятении, но в следующей главе он требует от согрешивших израильтян отлучиться от жен иноплеменных. Важно отметить, что здесь речь идет не о расовой принадлежности жен (вспомним Руфь и Раав). Суть — в мерзостях или отвратительных обычаях. Поскольку израильтяне, вернувшиеся из плена, находились под властью Персии, наказание, установленное в ветхозаветном законе за подобные деяния, не применялось. Однако ничто не должно удерживать священников и народ от исполнения закона, и в книге Ездры мы находим наглядный тому пример.
И хотя верно то, что христианам не следует разводиться с неверующими супругами, это применимо только в том случае, если нехристиане согласны на освященный Богом союз. Но если нехристианин виновен в беззаконии (грехах, требующих смертной кары в свете библейского закона), тогда христианам просто следует признать свершившийся факт.
До тех пор пока церковь не осознает это, наше отношение к разводу будет по-прежнему жалко с богословской точки зрения. При теперешнем положении вещей многие признают развод как результат измены, но запрещают его в случае, если муж — убийца. Такая этическая близорукость возникла вследствие изучения данной темы в отрыве от остального Писания (кроме книги Ездры). Нам же следует рассматривать эту тему в контексте всей Библии.
Брак не является абсолютом. Он освящен по Слову Божьему, следовательно, его нельзя отделять от Слова Божьего. Многие христиане мирились со злом лишь потому что полагали, что брачный обет требует этого. Отнюдь нет. Брачные обязательства требуют от нас смирения. Мужья должны любить своих жен, а жены уважать своих мужей. Мы должны отринуть свой эгоизм, а не Слово Божье.