В-третьих, кем будут юноши, по всей вероятности, зависит от того, кем они являются в данный момент, и, тем не менее, похоже, что они так легко забыли об этом.

Молодость – это время посева совершеннолетия, это период формирования в небольшом промежутке человеческой жизни, это поворотный пункт в истории человеческого разума.

Мы судим о дереве по его побегам, по цветению мы судим о плодах, по весне мы судим о жатве, по утру мы судим, каким будет день, и по характеру юноши мы можем, в общем, сказать, кем он будет, когда вырастет.

Юноша, не обманывайся. Не думай, что ты сможешь по своей воле служить своему «я» и своим удовольствиям в начале жизни, а затем с легкостью идти и служить Богу в конце. Не думай, что ты сможешь жить Исавом, а умереть Иаковом. Нелепо идти на подобную сделку с Богом и со своей душой. Это ужасная нелепость – предположить, что ты можешь отдать цветы твоей силы этому миру и дьяволу, а затем подсунуть Царю царей остатки и объедки твоего сердца, руины и пережитки твоих сил. Это страшно нелепо, и к своему ужасу ты сможешь обнаружить, что, фактически, этого невозможно сделать.

Я осмелюсь сказать, что вы рассчитываете на позднее покаяние. Вы не знаете, что делаете. Вы рассчитываете без Бога. Покаяние и вера это дары от Бога, и это дары, которые Он часто перестает предлагать, если они уже были долго предлагаемы напрасно. Я уверяю тебя, что истинное покаяние никогда не поздно, но, в то же время, я предупреждаю, что позднее покаяние очень редко возможно. Уверяю тебя, что один раскаявшийся разбойник был обращен в последние часы своей жизни для того, чтобы ни один человек не отчаивался; но я предупреждаю, что только один был обращен, чтобы ни один человек не допускал подобного (Лука 23:39-43). Уверяю тебя, что написано, что Иисус «может всегда спасать приходящих через Него к Богу» (Евреям 7:25). Но я предупреждаю тебя, что тем же самым Духом также написано: «Я звала, и вы не послушались; за то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас» (Притчи 1:24, 26).

Поверьте мне, вы обнаружите, что нелегко обратиться к Богу только тогда, когда вам этого хочется. Очень правильно сказал добрый Архиепископ Лейтон {Роберт Лейтон (1611-1684) был выпускником Эдинбургского университета и архиепископом Глазго. Среди его книг известны его комментарии на 1 послание Петра, о которых Ч. X. Сперджен сказал: «Они предпочитаемы всеми духовными людьми»}: «Путь греха идет под гору; человек не может остановиться, когда он этого пожелает». Святые желания и серьезные убеждения не похожи на слугу сотника, который был готов прийти и идти по его желанию; они более похожи на единорога в книге Иова, они не подчинятся твоему голосу и не обратят внимания на твои приказания. О Ганнибале, великом полководце древности, было сказано, что, когда он мог взять город Рим, против которого он воевал, он не брал его, и, наконец, когда он решил, что возьмет, он не мог. Смотрите, чтобы что-то подобное не произошло с вами в вопросе вечной жизни.

Почему я говорю все это? Я говорю это из-за силы привычки. Я говорю это, потому что опыт подсказывает мне, что сердца людей очень редко меняются, если они не изменены в молодости. И действительно, очень редко люди обращаются к Богу, когда они стары. Привычки имеют длинные корни. Грех, которому однажды было позволено гнездиться в твоей душе, не уйдет по твоему приказанию. Обычай становится второй натурой и его цепи – это нитка, втрое скрученная, которая не легко порвется. Не говорит ли пророк: «Может ли эфиоплянин переменить кожу свою и барс – пятна свои? Так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?» (Иеремия 13:23). Привычки похожи на камни, которые катятся с горы – чем дальше они катятся, тем быстрее и более не контролируемо их движение. Привычки это как деревья, укорененные возрастом. Мальчик может нагнуть дуб, когда он еще молодой, но сто мужчин не смогут вырвать его, когда он уже полностью вырос. Ребенок может перейти вброд реку Темзу у ее начала, но самый большой корабль в мире может плавать по ней ближе к месту, где она впадает в море. Так же и с привычками: чем старше они, тем сильнее они становятся, чем дольше они обладали твоей душой, тем тяжелее их изгнать. Они растут по мере твоего роста, и становятся сильнее, по мере того как ты становишься сильнее. Привычка – это кормилица греха. Каждый новый греховный поступок уменьшает страх и угрызение совести, ожесточает наши сердца, притупляет наше сознание и увеличивает наши злые наклонности.

Юноша, возможно, ты думаешь, что я делаю слишком большое ударение на этой теме. Если бы ты, как я, видел старого человека на краю могилы без всяких чувств, бессердечного, огрубевшего, мертвого, холодного, твердого, как жерновой камень (Это был самый нижний из двух мельничных камней, используемых для перемалывания зерна. Он часто приводился в пример, чтобы описать состояние сердечной ожесточенности), ты бы так не думал. Поверь мне, что нельзя стоять без движения в делах твоей души. Привычки добра или зла ежедневно укрепляются в твоем сердце. Каждый день ты либо приближаешься к Богу, либо удаляешься от Него. Каждый год, который ты проживаешь, не покаявшись и не обратившись к Богу, стена разделения между тобой и Небесами становится выше и толще, а ручей, который надо пересечь, шире и глубже. О, я побуждаю тебя, страшись ожесточающего эффекта постоянного пребывания в грехе! Сейчас твое время. Смотри, чтобы твой полет не пришелся на зиму твоих дней. Если ты не ищешь Господа в молодости, то сила привычки такова, что, возможно, ты вообще никогда не будешь искать Его. Это то, чего я боюсь, и потому наставляю.

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: