Хотя мы и называем эту книгу «Евангелие от Марка», на самом деле это – анонимное произведение. Но согласно непрерывной традиции христианской Церкви, берущей свое начало во втором веке, она была действительно написана Иоанном Марком. Примерно в 140 г. по Р. X. Папий, епископ Иераполя, записал то, что он слышал от одного старого современника: «Старец также сказал следующее: «Марк, став переводчиком Петра, записал в точности все, что тот помнил о сказанном и сделанном Господом, однако не в хронологическом порядке»».

На протяжении следующих сорока лет два других свидетельства подтверждают сказанное. В анонимном предисловии к Евангелию от Марка, написанном примерно сразу после 160 г. говорится:

«Марк… прозванный «короткопалым», потому что его пальцы были короткими по сравнению с размерами тела. Он был переводчиком Петра. После же смерти этого Петра он записал данное Евангелие, находясь в районе Италии».

Подобное свидетельство было обнаружено и среди писаний выдающегося раннехристианского писателя Иринея Лионского: «После смерти (Петра и Павла) ученик Петра также передал нам в письменном виде то, что проповедовал Петр».

Эти источники сообщают нам много сведений о данном Евангелии. Оно было написано Иоанном Марком – другом и учеником Симона Петра. Действительно, Евангелие, написанное Марком, в определенном смысле является Евангелием Петра. Даже Ириней подчеркивает, что Евангелие Марка содержит то повествование об Иисусе, которое использовал Петр в своих проповедях.

Вы убедитесь в этом, когда будете читать Евангелие. Некоторые его страницы просто дышат живыми свидетельствами очевидца, другие даже отражают личность самого Петра. В Евангелии от Марка все случается «тотчас» или «сразу же». Как это похоже на Симона Петра!

В этой связи интересно отметить сходство между проповедью Петра в доме сотника Корнилия и структурой Евангелия Марка:

«Он (Бог) послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех. Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним; и мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесивши на древе. Сего Бог воскресил в третий день и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предызбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых; и Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых. О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» (Деяния 10:36-43).

Как и Евангелие, проповедь начинается повествованием о крещении Иоанном в Иордане, помазании Иисуса Духом Святым и Его служении, начавшемся в Галилее и окончившемся в Иерусалиме. Она также содержит свидетельства очевидца о том, что Иисус сделал в Иерусалиме, Его распятии и воскресении. Структура Евангелия имеет много общего со схемой проповеди Петра. В них отражается преданность Иисусу Христу, которой, как мы знаем, обладал Петр и которую так ярко описал Марк.

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: