Мы знаем относительно мало об Иоанне Марке (таково было его полное имя). Почти наверняка, он был родом из Иерусалима. Там его мать Мария имела достаточно большой дом, чтобы в нем могли собираться для молитвы христиане (Деяния 12:12). Семья Марка имела тесные связи с Варнавой – одним из выдающихся первых христиан, который также имел большое состояние (Деяния 4:36-37).
Можно предположить, что в одном из эпизодов своего Евангелия Марк описывает самого себя. К концу повествования появляются две анонимные личности. В Марк. 14:14 говорится о хозяине дома в Иерусалиме, в котором Иисус и Его ученики отмечали Пасху. В Марк. 14:51 сообщается о молодом человеке, который обнаженный бежал с места ареста Иисуса. Не исключено, что здесь Марк пишет о себе – подобно тому, как художник изображает себя на своем полотне в качестве второстепенного персонажа. Но более важным, несомненно, является тот факт, что Марк присоединился к миссии Павла и Варнавы (Деяния 12:25). Позлее, однако, он оставил их и вернулся в Иерусалим, окруженный облаком подозрения. Когда Варнава предложил, чтобы Марк снова присоединился к ним, Павел отказался. Разногласия о нем были такие сильные, что Павел и Варнава впоследствии трудились в разных миссиях (Деяния 15:36-41).
Мы с радостью отмечаем, что Марк снова появляется в Новом Завете в трех посланиях Павла. В Колоссянам 4:10 Павел пишет: «Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы, – о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его». Без сомнения, Павел и Марк были снова вместе, прошлое было забыто, и Павел со всей определенностью дал понять, что ни одна церковь не может умалять авторитет Марка из-за того, что случилось в прошлом.
В 23 стихе Послания к Филимону Павел упоминает Марка как одного из своих «сотрудников».
В своем последнем послании Павел настоятельно просит Тимофея: «Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения» (2 Тимофею 4:11). Вряд ли может быть более красноречивое свидетельство о ценности Иоанна Марка как христианина.
Мы еще встречаем Марка в Новом Завете рядом с Симоном Петром, который называет его своим «сыном» в вере (1 Петра 5:13). В это время Петр и небольшая группа его сотрудников были в «Вавилоне» (возможно, под этим названием подразумевался Рим). Если это так, то подтверждается предание Церкви, согласно которому Марк написал свое Евангелие в Италии для использования в Римской церкви.
При чтении Евангелия такое понимание порой представляется особенно убедительным. Автор пишет об Иисусе как человек, имевший соприкосновение с первыми учениками Господа. В круг его родственников входили люди, лично знавшие Иисуса. Его друзья и, может быть, далее родители хорошо знали Господа. Это был человек, который непосредственно получил сведения от апостолов Петра и Павла. Кроме того, он в своем служении Христу переживал как успехи, так и поражения. Возможно, именно это так сблизило его с Петром. Ведь этот факт биографии, без сомнения, помог ему лучше понять, что иногда испытывал в своем служении Христу Петр. И вот Марк находится в Риме и пишет для церкви, которую преследует римский император. Павел и Петр погибли мученической смертью. Младенческая церковь подобна кораблю, гонимому волнами бушующего моря, как уже случалось во время земного служения Иисуса (Марк 4:35-41). Выживет ли она? Откуда брать ей силы? Евангелие дает ответ на эти вопросы, и не только для первоапостольской, но также и для современной Церкви. Оно было Благой вестью для первого века, оно остается Благой вестью также и для нас!
Структура Евангелия от Марка
Евангелие от Марка очень просто и доступно повествует о служении Иисуса.
ВВЕДЕНИЕ
1:1-13. Служение Иисуса начинается на фоне служения Его предшественника Иоанна Крестителя.
СЛУЖЕНИЕ В ГАЛИЛЕЕ
1:14-6:13. Раннее открытое служение Иисуса в Галилее. Уже в этом разделе Марк говорит нам о начале конфликта между религиозными начальниками и Иисусом, который будет усугубляться на протяжении всего Евангелия.
Иисус изображен как Господь людей и природы. Он учит некоторым великим принципам, которые управляют жизнью в Его Царстве. Этот раздел описывает отвержение, которое Он пережил в Своем родном городе Назарете. Здесь же Иисус посылает Своих учеников проповедовать и учить тому, что Он сообщил о Царстве Божьем.
УХОД ОТ КОНФЛИКТА
6:14-8:30. Период спокойствия, апогеем которого стало исповедание Симоном Петром веры в Иисуса как обетованного Богом Мессию.
В ИЕРУСАЛИМ
8:31-10:52. Иисус объясняет, что Он – Мессия Страдающий и Ему надлежит погибнуть в Иерусалиме. Раздел заканчивается тем, как Иисус последний раз в жизни проходит через Иерихон по пути в Иерусалим.
КОНФЛИКТ ОБОСТРЯЕТСЯ
11:1-13:37. Служение Иисуса в Иерусалиме, во время которого Он проповедует и учит на фоне заговора и почти ежедневно растущего сопротивления иудейских начальников, приводит к кульминационному накалу всего Евангелия.
КРЕСТНЫЕ СТРАДАНИЯ
14:1-15:47. Иисус проводит со Своими учениками последние часы перед тем, как Его предаст один из них, затем Его арестуют и допросят как иудейские, так и римские власти. На сфабрикованном процессе Его враги не смогут доказать на основании своих показаний вину Иисуса, достойную смертной казни. Несмотря на это, Его приговаривают к смерти, выдают языческим властям и распинают. Затем Его похоронят в гробу, принадлежащему другому человеку, перед входом в который уложат огромный камень.
ВОСКРЕСЕНИЕ
16:1- конец. Евангелие подходит к концу, описывая воскресение Иисуса. Иисус воскрес и вечно жив!