Многие люди считают, что существование зла с неминуемым страданием, которое оно влечет за собою, является непреодолимым препятствием к уверованию в доброго Бога. В доказательство приводятся следующие аргументы:
• Добрый любящий Бог не допустил бы зло и страдание на земле.

• Всемогущий Бог мог бы устранить зло и страдание, стоило бы Ему толь­ко захотеть.

• Поэтому, если бы существовал Бог, зла и страдания не должно было бы быть.

• Но никто не станет отрицать, что зло и боль существуют. Поэтому Бога (по крайней мере, доброго и всемогущего) нет.

Эти аргументы на первый взгляд кажутся убедительными. Но задумались ли те, кто просит, чтобы зло было искоренено, над тем, чего они просят? До­пустим на минуту, что Бог вдруг стер бы зло с лица земли. Где бы мы оказа­лись? Разве не погибло бы все человечество? Ибо кто из нас свободен от зла? Зло – не абстрактное понятие. Оно – серьезная нравственная проблема каждого из нас. Корень зла кроется в нас самих. И если бы решением проблемы было удаление этого корня, наше положение было бы безнадежным.

Или допустим на минуту, что проблема боли и зла привела нас к отрица­нию любящего Бога, и представим себе, что нашу судьбу вершит некий монстр или что судьбу нашу определяют звезды. Что тогда? Мы бы, возможно, освободились от одних проблем, но взамен столкнулись бы с еще более серьезными. Возможно ли существование великодушия, любви и человечности, бескорыстия и милосердия в мире, которым правят ужасный монстр или бездушные звезды? В жизни есть не только зло. Все намного сложнее, чем мы себе это представля­ем.

В любом случае, наличие в мире зла и боли ставят перед верой большие проблемы. Христианство не предлагает какого-то необычного, из ряда вон выходящего решения этих проблем на философском уровне. Однако Библия дает нам уверенность, помогает нам жить в мире, в котором страдание является неизбеж­ной реальностью. Из Библии мы узнаем, что и Богу страдание было не чуждо.

• Библия учит, что не Бог виновник зла и боли. Мир, созданный Им, был прекрасен. Но уже начиная с удивительно яркого рассказа об Адаме и Еве, мы видим, как человече­ство отворачивается от Бога, используя дар свободной воли для протеста. Это приводит к дисгармонии совершенного Божьего мира. Между челове­чеством и его окружением су­ществует, однако, тесная связь. Когда человечество отказалось от Бога и через непослушание в этот мир проникло нравственное зло, появилось и страдание. В мире все взаимосвязано: зла без страданий быть не может. Далее Библия продолжает утверждать, что злые поступки человека объясняются сильным внешним влиянием, присутстви­ем дьявола, ненавидящим Бога и все, что с Ним связано. Иисус часто говорил о существовании этой злой силы, которая стремится навредить человечеству и его окружению и сделать все возможное, чтобы разрушить добрые намерения Бога. Библия разъясняет, что эта пагубная сила имеет прямое отношение к злу и страданиям в этом мире. Между силами добра и зла идет война, и мы каждый день оказываемся вовлеченными в эту войну. Таково библейское учение. Разве оно не звучит правдиво?

• Далее, Библия учит, что не Бог создал зло и страдание, Он их нам и не желает. Однако Он тем не менее может воспользоваться ими и нередко прибе­гает к этому. Наличие в мире зла заставило многих стремиться к добру. Нали­чие в мире зла привело к возникновению таких черт характера, которые были бы невозможны без него, — смелости, терпению, самопожертвованию, сострада­нию… Бог пользуется болью мудро, Он хочет привлечь нас к Себе, сломить на­шу непокорность.

• Бог не оставил нас одинокими в беде, виновниками которой мы сами яв­ляемся. Он не остался сторонним наблюдателем. Он пришел в этот мир страда­ний, боли и зла. Он явился как Человек к Ему подобным. Он жил в нищете и страданиях. Он знал, что такое холод и голод, побои и горе. Жизнь Его кончи­лась самой мучительной смертью. Пусть никто не говорит, что Богу все равно, что Он нас не понимает. Он Сам испытал все это на Себе.

• Бог вплотную столкнулся с проблемой зла и страданий. Иисус не только прочувствовал на кресте нашу боль и страдания. Он взял на Себя личную от­ветственность за грехи каждого человека, который когда-либо жил или будет жить на земле. Он позволил огромной массе греха обрушиться на Него. Это стоило Ему невыразимых страданий. Это стоило Ему ада. В муках Он восклик­нул: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46). Атаковав проблему зла, без которого страдание невозможно, Он вплотную столкнулся с проблемой боли. Бог добровольно вознес на крест грехи всего человечества. Нам этого никогда не понять. Нам остается лишь восхищаться Его самопожерт­вованием. На кресте Бог прочувствовал проблему зла так остро, как не смог бы это сделать никто из нас. Он сделал это, чтобы исцелить нас от рака греха, по­разившего все наше естество.

• Наконец, Он решил проблему боли и зла. Смерть на кресте и последо­вавшее за ним воскресение являются ярким свидетельством того, что зло и страдание не имеют последнего слова. У нас есть надежда. Ибо на кресте имело место не поражение, на нем свершилась победа. В страстную пятницу Иисус умер с возгласом триумфа на устах: триумфа над болью и ненавистью, над страданием и смертью, над дьяволом и всякого рода злом. В то пасхальное утро Он вырвался из тисков смерти. С тех пор Ему принадлежит власть над вечной жизнью. Смерть потерпела поражение.

Поэтому первые христиане и многие следующие поколения последовате­лей Христа рассматривали зло и страдание как возможность прочувствовать победу Иисуса в своей личной жизни.

Эта победа пролила свет на темные глубины источника зла и боли. Победа Иисуса, восставшего из гроба, была для христиан залогом их собственного ос­вобождения от зла и страданий. Они спокойно предоставили Ему возможность полностью открыть тайну зла в грядущей жизни.

Христиане полны надежды и верят, что тайна эта окончательно прояснит­ся за пределами нашего бытия. Они делают это, будучи совершенно уверенны­ми в том, что ключом к раскрытию этой тайны являются крест и воскресение Иисуса Христа.

Христиане верят в страдающего и побеждающего Бога. Эта вера дает им возможность не озлобиться и не потерять рассудок при виде всего страдания в мире.

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: