«Если Христос не воскрес, то тщетна вера ваша», – говорит апостол в письме своем к Коринфской церкви. Если Он умер, то колеблется всякая вера в жизнь, не только у верующих, но и у атеистов.
В романе Достоевского «Идиот» один из героев, Рогожин, смотрит на картину Ганса Гольбейна «Снятие со креста». «Глядя на эту картину, – говорит он, – можно веру в Бога потерять». На картине изображен ужас смерти: лицо позеленевшего трупного цвета, из полуоткрытых уст выглядывают зубы — как бы несется к небу немой укор…
Другой герой Достоевского, атеист Кирилов (в романе «Бесы»), говорит: «Слушай большую идею: был на земле один день, и в середине земли стояли три креста. Один на кресте до того веровал, что сказал другому: «Будешь сегодня со Мною в раю». Кончился день, оба померли, пошли и не нашли ни рая, ни воскресения. Не оправдалось сказанное. Слушай: Этот Человек был высший на всей земле, составлял то, для чего ей жить. Вся планета со всем, что на ней, без этого Человека – одно сумасшествие. Не было ни прежде, ни после Его такого же и никогда, даже до чуда… В том и чудо, что не было и не будет такого же никогда. А если так, если законы природы не пожалели Этого, даже чудо свое же не пожалели, а заставили и Его жить среди лжи и умереть за ложь, то, стало быть, вся планета есть ложь и стоит на лжи и глупой насмешке. Стало быть, самые законы планеты – ложь и дьяволов водевиль. Для чего же жить? Отвечай, если ты человек».
И потому-то тем более поникли духом те, кто верил в Него, как в Мессию. Они сидели в безутешной печали в своей горнице, плачущие и рыдающие: умерла надежда всего мира. Здесь, на земле, царствует всепобеждающая тьма и смерть и мы живем только для кладбища. В этом мире потушены огни…
Но «свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Так провозглашается в пасхальную ночь в христианских храмах это победное первоевангелие жизни, о Логосе…
Христос действительно воскрес! Существуют разумные доказательства этого факта. Сегодня мы не предполагаем на них подробно останавливаться, лишь упомянем некoтoрые из них.
Когда Христос умер, Его тело было положено «в гроб» – в пещеру Иосифа Аримафейского.
К гробовому камню была приложена печать, а у гроба поставлена стража из римских воинов.
Все это предприняли первосвященники и старейшины. Они говорили Пилату:
«Господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: «После трех дней воскресну». Итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: «Воскрес из мертвых»…»
(Матфей 27:63-64).
Между тем на третий день гроб оказался пустым. И тогда первосвященники, «собравшись со старейшинами сделав совещание, довольно денег дали воинам и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были. И пронеслось слово это между иудеями до сего дня» (Матфей 28:12-15).
Если б гроб не был пуст, то всякую ложную проповедь о воскресении Христа первосвященники легко могли бы опровергнуть, показав и целую печать, и само тело.
Если же гроб был пуст, то или тело украли ученики, или его унесли враги, или Христос воскрес. Ученики не могли украсть, ибо гроб охранялся римскими воинами, которые подчинялись железной дисциплине. Такое похищение не имело бы никакого смысла для учеников; у них не могло быть ни энергии, ни желания похищать Тело Иисуса, ведь они были в панике: еще тогда, когда Иисуса взяли под стражу, они «все, оставив Его, бежали». Его смерть окончательно повергла их в уныние.
Враги тем более не могли Его унести, ибо опровергать воскресение они могли бы просто демонстрацией тела, лежащего в гробу, а создавать пустой гроб – это значило бы помогать «слухам» о воскресении.
Если же Тело не унесли ни враги, ни друзья, то остается третье: Христос действительно воскрес!
Источник: http://www.nashidni.com/