Многие люди считают, что существование зла с неминуемым страданием, которое оно влечет за собою, является непреодолимым препятствием к уверованию в доброго Бога. В доказательство приводятся следующие аргументы:
• Добрый любящий Бог не допустил бы зло и страдание на земле.
• Всемогущий Бог мог бы устранить зло и страдание, стоило бы Ему только захотеть.
• Поэтому, если бы существовал Бог, зла и страдания не должно было бы быть.
• Но никто не станет отрицать, что зло и боль существуют. Поэтому Бога (по крайней мере, доброго и всемогущего) нет.
Эти аргументы на первый взгляд кажутся убедительными. Но задумались ли те, кто просит, чтобы зло было искоренено, над тем, чего они просят? Допустим на минуту, что Бог вдруг стер бы зло с лица земли. Где бы мы оказались? Разве не погибло бы все человечество? Ибо кто из нас свободен от зла? Зло – не абстрактное понятие. Оно – серьезная нравственная проблема каждого из нас. Корень зла кроется в нас самих. И если бы решением проблемы было удаление этого корня, наше положение было бы безнадежным.
Или допустим на минуту, что проблема боли и зла привела нас к отрицанию любящего Бога, и представим себе, что нашу судьбу вершит некий монстр или что судьбу нашу определяют звезды. Что тогда? Мы бы, возможно, освободились от одних проблем, но взамен столкнулись бы с еще более серьезными. Возможно ли существование великодушия, любви и человечности, бескорыстия и милосердия в мире, которым правят ужасный монстр или бездушные звезды? В жизни есть не только зло. Все намного сложнее, чем мы себе это представляем.
В любом случае, наличие в мире зла и боли ставят перед верой большие проблемы. Христианство не предлагает какого-то необычного, из ряда вон выходящего решения этих проблем на философском уровне. Однако Библия дает нам уверенность, помогает нам жить в мире, в котором страдание является неизбежной реальностью. Из Библии мы узнаем, что и Богу страдание было не чуждо.
• Библия учит, что не Бог виновник зла и боли. Мир, созданный Им, был прекрасен. Но уже начиная с удивительно яркого рассказа об Адаме и Еве, мы видим, как человечество отворачивается от Бога, используя дар свободной воли для протеста. Это приводит к дисгармонии совершенного Божьего мира. Между человечеством и его окружением существует, однако, тесная связь. Когда человечество отказалось от Бога и через непослушание в этот мир проникло нравственное зло, появилось и страдание. В мире все взаимосвязано: зла без страданий быть не может. Далее Библия продолжает утверждать, что злые поступки человека объясняются сильным внешним влиянием, присутствием дьявола, ненавидящим Бога и все, что с Ним связано. Иисус часто говорил о существовании этой злой силы, которая стремится навредить человечеству и его окружению и сделать все возможное, чтобы разрушить добрые намерения Бога. Библия разъясняет, что эта пагубная сила имеет прямое отношение к злу и страданиям в этом мире. Между силами добра и зла идет война, и мы каждый день оказываемся вовлеченными в эту войну. Таково библейское учение. Разве оно не звучит правдиво?
• Далее, Библия учит, что не Бог создал зло и страдание, Он их нам и не желает. Однако Он тем не менее может воспользоваться ими и нередко прибегает к этому. Наличие в мире зла заставило многих стремиться к добру. Наличие в мире зла привело к возникновению таких черт характера, которые были бы невозможны без него, — смелости, терпению, самопожертвованию, состраданию… Бог пользуется болью мудро, Он хочет привлечь нас к Себе, сломить нашу непокорность.
• Бог не оставил нас одинокими в беде, виновниками которой мы сами являемся. Он не остался сторонним наблюдателем. Он пришел в этот мир страданий, боли и зла. Он явился как Человек к Ему подобным. Он жил в нищете и страданиях. Он знал, что такое холод и голод, побои и горе. Жизнь Его кончилась самой мучительной смертью. Пусть никто не говорит, что Богу все равно, что Он нас не понимает. Он Сам испытал все это на Себе.
• Бог вплотную столкнулся с проблемой зла и страданий. Иисус не только прочувствовал на кресте нашу боль и страдания. Он взял на Себя личную ответственность за грехи каждого человека, который когда-либо жил или будет жить на земле. Он позволил огромной массе греха обрушиться на Него. Это стоило Ему невыразимых страданий. Это стоило Ему ада. В муках Он воскликнул: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46). Атаковав проблему зла, без которого страдание невозможно, Он вплотную столкнулся с проблемой боли. Бог добровольно вознес на крест грехи всего человечества. Нам этого никогда не понять. Нам остается лишь восхищаться Его самопожертвованием. На кресте Бог прочувствовал проблему зла так остро, как не смог бы это сделать никто из нас. Он сделал это, чтобы исцелить нас от рака греха, поразившего все наше естество.
• Наконец, Он решил проблему боли и зла. Смерть на кресте и последовавшее за ним воскресение являются ярким свидетельством того, что зло и страдание не имеют последнего слова. У нас есть надежда. Ибо на кресте имело место не поражение, на нем свершилась победа. В страстную пятницу Иисус умер с возгласом триумфа на устах: триумфа над болью и ненавистью, над страданием и смертью, над дьяволом и всякого рода злом. В то пасхальное утро Он вырвался из тисков смерти. С тех пор Ему принадлежит власть над вечной жизнью. Смерть потерпела поражение.
Поэтому первые христиане и многие следующие поколения последователей Христа рассматривали зло и страдание как возможность прочувствовать победу Иисуса в своей личной жизни.
Эта победа пролила свет на темные глубины источника зла и боли. Победа Иисуса, восставшего из гроба, была для христиан залогом их собственного освобождения от зла и страданий. Они спокойно предоставили Ему возможность полностью открыть тайну зла в грядущей жизни.
Христиане полны надежды и верят, что тайна эта окончательно прояснится за пределами нашего бытия. Они делают это, будучи совершенно уверенными в том, что ключом к раскрытию этой тайны являются крест и воскресение Иисуса Христа.
Христиане верят в страдающего и побеждающего Бога. Эта вера дает им возможность не озлобиться и не потерять рассудок при виде всего страдания в мире.