В этой книге мы будем следовать тем же порядком, в котором мы переживаем наш духовный рост. Человек не начнет искать Бога до тех пор, пока не исполнится глубокого разочарования в самом себе. Обманутое сатаной падшее творение чувствует себя вполне комфортно до тех пор, пока не откроются его ослепленные грехом глаза, и человек не взглянет на себя по-новому. Прежде всего, Святой Дух производит в нас работу, в результате которой мы осознаем свое полное неведение, тщеславие, нищету и развращенность. Только после этого Он подводит нас к пониманию и осознанию того, что лишь в Боге можно обрести истинную мудрость, благодать, благость и незапятнанную праведность. Нам необходимо стать обеспокоенными собственным несовершенством, прежде чем мы будем в состоянии по достоинству оценить Божье совершенство. Созерцая Божье совершенство, человек все полнее осознает неизмеримость пропасти, отделяющей его от Всевышнего. По мере того как этот человек узнает что-то о Божьих настоятельных требованиях к нему и свое полное несоответствие им, он подготавливается к слышанию и принятию доброй вести о Том, Кто сумел полностью выполнить все эти требования за всех тех, кто уверует в Него.
«Исследуйте Писания, – призывает Господь Иисус, – они свидетельствуют о Мне» (Иоанн 5:39). Писания свидетельствуют о Нем как о единственном Спасителе для всех погибающих грешников. В них содержится свидетельство о Нем как о единственном Посреднике между человеком и Богом, как о Том Единственном, через Которого человек может приблизиться к Отцу. Писания свидетельствуют о прекрасном совершенстве личности Иисуса Христа, о многоразличной славе Его служения, о совершенстве и полноте выполненного Им труда. Его можно познать только в Писании. Только Слово Божье дает нам откровение о Христе. Когда Святой Дух открывает людям личность Иисуса Христа и доводит все Его совершенство до души человека, Он не использует ничего, кроме того, что написано. Конечно, совершенно справедливо, что Христос является ключом к Писанию, но, с другой стороны, столь же верно и то, что «тайну Христову» нам открывает только Писание (Ефесянам 3:4).
Теперь для того чтобы определить, как велика польза, извлекаемая нами из чтения и изучения Слова Божьего, мы должны ответить на вопрос, становится ли Христос все более реальным и драгоценным нашему сердцу. Наше «возрастание в благодати» определяется как возрастание в «познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Петра 3:18); вторая часть этого стиха является не дополнением, а, скорее, разъяснением первой его части. Для апостола Павла «познание» Христа (Филиппийцам 3:10) было высшим стремлением и целью, которой он подчинил все остальные интересы. Но обратите внимание на то, что в этих стихах речь идет о познании не интеллектуальном, а духовном; не теоретическом, а практическом; не общем, а личном. Это то сверхъестественное познание, которое Святой Дух передает возрожденному сердцу по мере того, как Он раскрывает нам слова Писания относительно личности Иисуса Христа.
Познание Христа, которое верующий получает по благоволению Святого Духа, приносит пользу человеку различными путями, в соответствии с его изменяющимися нуждами и обстоятельствами. В книге Исход о манне, которую Бог посылал Своему народу в пустыне, говорится, что «собрали, кто много, кто мало» (16:17). То же можно сказать и о степени нашего познания Его – ведь манна была Его прообразом. В чудесной личности Христа имеется все то, что точно подходит к любому нашему состоянию, ко всем жизненным обстоятельствам, восполняет любую нашу нужду, как в этой жизни, так и в вечности. Только мы слишком медленно осознаем это, и еще медленнее начинаем действовать согласно этой истине. Во Христе содержится неисчерпаемая полнота (Иоанн 1:16), и каждый из нас может пользоваться ею в изобилии. Принцип, определяющий, насколько мы «укрепляемся в благодати Христом Иисусом» (2 Тимофею 2:1), заключается в следующем: «По вере вашей да будет вам» (Матфей 9:29).